Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём и памятью преподобного Евфимия Великого, одного из столпов вселенского монашества.
Мы с вами вновь слышали вопрошение Спасителем Симона Петра, по малодушию отрекшегося от своего Учителя: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21, 16). И каждый раз, слыша этот вопрос и встречая на себе взор Искупителя, Симон, потупившись, устремлял ум в глубину собственного сердца и вновь и вновь осуждал себя за допущенный им грех. Но, в отличие от отчаявшегося и погубившего свою душу Иуды-предателя, исполненный надежды на Божественное милосердие Симон восклицал:
«Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 16).
Душа этого уже пожилого человека горела детской преданностью ко Христу, что и позволило ему преодолеть искушение, мгновенно покаяться в грехе отречения, омыть его слезами покаяния.
Каждый из нас призван восходить по этим трём ступеням служения, преданности, любви ко Христу. А так как душа наша являет себя в трёх своих главных силах, то, может быть, первый вопрос: «Любишь ли ты Меня?» мы должны соотнести с силою нашего ума, который, будучи быстродвижным и ничем неудержимым, к сожалению, часто забывает Христа, увлекается чуждыми ему мыслями, помыслами, мечтаниями, образами и отводит самую душу на страну далече. Любовь ко Христу познаётся прежде всего по нашему желанию привязать наш ум посредством внимания и молитвы ко Христу. И связать ум может только имя Господне, произносимое со вниманием, неспешностью, живым чувством присутствия Творца и покаянием пред Его лицом.
Независимо от звания и состояния, каждый крещёный человек призван проявить свою любовь ко Христу, вступить на первую степень преданности Богу, вложив в ум всесвятое имя Господне, стараясь на всякое время и во всяком месте призывать, гласно ли или умственно, про себя, Христа Искупителя: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»
И опыт Церкви свидетельствует, что человек, в простоте и незлобии вот так предстоящий Богу и кающийся пред Ним, вскоре увидит, что состояние его ума меняется, и те самые мысли, мечтания, образы, которые без конца донимали душу и облепляли ум, сами собою исчезают. Потому что имя Господне – это некий твёрдый многоценный краеугольный камень, о который разбиваются все мысленные прилоги. А за круговертью помыслов прячется действительно тёмная энергия диавола. Ум у человека, любящего Христа, мало-помалу светлеет, крепнет, становится непроницаемым для этих сатанинских помыслов. Успокаивается ум, принимая в себя имя Иисуса Христа. Без долгой привычки, без терпения, без стремления соединиться в уме со Христом никто не может препобедить грех и явить любовь ко Спасителю.
Но Спаситель задаёт ещё два вопроса: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21, 16, 17). Ведь, кроме ума, мы ещё находимся под воздействием чувств и чувствований, и не все из них светлые – кто не знает на себе действия раздражительности, тщеславия или нечистых движений души?
Когда ум принимает имя Господа Иисуса Христа, он сам собою нащупывает вход в сердце, как жилец может войти в давно покинутый и заброшенный им дом. Когда мы со вниманием призываем имя Иисуса Христа, то неким образом внимание устанавливается в области сердца, и человек становится способным различать всех непрошеных гостей, пытающихся завладеть сердцем (жадность, обиду, уныние, всего не перечислить). Однако имя Господне, вошедшее в ум, свершает благотворное изменение в сердце, подобно тому как воин стоит у входа в дом и, обнажив оружие, не пускает никого из похитителей и грабителей войти внутрь. Сердце через внимательную молитву неприметно для нас очищается, умиряется, на нём отпечатлеваются смирение, кротость и чистота Христовы – вот вторая степень любви ко Христу.
Если же человек будет продолжать свой подвиг покаяния и служения Господу, тогда все силы души – и ум, и сердце, и воля, и душа, и тело мало-помалу будут проникаться Божественной благодатью. И, собрав разрозненные доселе силы души, христианин будет всем своим существом предстоять Богу, светиться как лучина или как свеча. А Господь запечатлеет Свою благодать и мало-помалу очистит христианина от воздействия тёмных духов, возродив в нём, в Своём богобоязненном ученике, силу смирения и любви. Этим путём надлежит двигаться всякому, кто хотел бы не в мечтах, обольщая сам себя, но на деле приближаться ко Христу, сродняться с Ним, предоставив само сердце в жилище Божественной благодати.