Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Любовь к обоим сыновьям

Проповедь на Евангельскую притчу о блудном сыне. Наученные притчей, избежим тех грехов, в которые впали и младший, и старший сыновья: будем избегать крайностей гордости и жестокосердия.

00:10:41
Любовь к обоим сыновьям
Протоиерей Артемий Владимиров

 

Приступая к Святой Чаше, подумаем о том, как бы нам, соединившись со Христом Искупителем, то есть возвратившись в Отчий дом, заслужив прощение, получив милость от Небесного Отца, не потерпеть горькой участи младшего сына и не уклониться мыслью на страну далече, как это случилось со старшим сыном. И тот и другой оказались небезгрешны.

Имея такого отца, в силу своей ограниченности сыновья равным образом потеряли представление о том, кто он для них и чем они ему должны.

Действительно, вкушая Пречистые Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, мы обретаем полноту усыновления. Закланный телец – Сам Христос, приглашающий нас вкусить Пречистого Тела и Крови Своих. Светлые и лучшие ризы оправдания – благодать, которую мы черпаем в Таинстве Покаяния, когда и душа, и тело освобождаются от кровоточащих язв греха и Господь восполняет нам недостающее.

Бог нам дарует новую обувь. По изъяснению святых отцов, сапоги, которые получил возвратившийся в Отечество блудный сын, – это крепость, покров, защита благодати, позволяющая хранить себя неуязвимыми от угрызений ядовитых змей – злых помыслов. И подлинно, когда Бог исполняет наше сердце миром, мы бываем неуязвимы для помыслов гордости, похоти, зла.

Блудный сын, введённый в дом отцом, получил перстень усыновления. Действительно, в причащении Святых Таин мы получаем полноту щедрот Божиих. Нас всецело освящает Божество. Христос растворяет с нами Свои Тело и Кровь, мы становимся сосудами Божественной благодати. На престоле нашего сердца восседает Сам Воскресший Иисус Христос. Что может быть выше, чище, светлее и прекраснее дара Святого Причащения?

И поэтому, наученные притчей, избежим тех грехов, в которые впали и младший, и старший. Один в гордыню – себя почитая самодостаточным, ничего не должным отцу, он был убеждён, что распорядится наилучшим образом, по своему собственному усмотрению, надлежащей частью имения. Ушёл, даже не поблагодарив отца, не назвав его по имени, не обернувшись назад, и по наклонной плоскости скатился во тьму, где промотал отцовское состояние с блудницами, дошел до полного изнеможения, морального оскудения, так что уже не имел сил к бытию.

И спасла этого неразумного младшего сына единственная мысль: есть у него отец, бесконечно богатый, щедрый, смиренный, кроткий, незлопамятный; отец, который не отречётся от своего дитяти, лишь бы тот пришёл, приполз с покаянием, признанием своей вины и надеждой на прощение.

Вот и мы, причастившись Святых Христовых Таин, не будем окрадывать себя мыслью, какие мы хорошие и пригожие, какие мы светлые и чистые. Но главный плод причащения – ощущение своей зависимости от Небесного Отца, а главное, теплая благодарность Ему, Который не погнушался нашими язвами, но всё простил, уврачевал, прижал к груди, обновил, освятил. И поэтому остается помилованному лишь непрестанно взирать на Отца, призывать Его святое имя, радоваться о том, что ему дана единая часть с Ним, что он не изгой, не пасынок, но ребёнок. И, таким образом, дорожить этой невидимой связью с Богом, вложившем в нас Свой бессмертный образ.

Действительно, иные возвращаются в храм, в Церковь, как блудные дети, с сожалением осознавая, что добрую половину жизни они провели на стране далече, потеряв всё, что можно было потерять – и невинность, и чистоту, и мудрость, и здоровье. И вот такие, покалеченные, контуженые, изнемогающие, возвращаются они в Отчий дом, где Бог заключает их в Свои объятия.

Но есть и другие – те, кто с детства воспитан в лоне Матери Церкви, благодаря хорошему воспитанию избежал смертных грехов, всегда с детства чтил Господа Бога своего. Однако и эти люди, не сотворившие тяжких смертных грехов, могут отпасть от своего Творца, если они теряют сострадание и любовь, если мнят себя особенными, избранными, думают о своей мнимой исключительности, смотрят с недоброжелательством, косым взглядом, осуждением на тех, кто, по их суждению, от них далёк и отличается в невыгодную сторону.

Это, наверное, самое опасное искушение, которое только может встретиться в жизни воцерковленного человека – мня себя чем-то, он есть совершенное ничто, если не помнит заповедь Христа: «Будьте милосерды, как Отец ваш Небесный милосерд есть». Мы иногда признаёмся на исповеди, говоря: вот, я осуждаю тех, кто ещё не ходит в Божий храм; вот, я смотрю на родственников, которые далеки от таинств, как на людей неполноценных. Неполноценный ты сам, если в тебе нет милости и жалости, если ты не плачешь о людях, если в тебе гнездятся горделивые мысли, если ты противопоставляешь себя тем, кого считаешь явными грешниками, едва достойными общения с тобою.

Не тому учит нас Божественная благодать. Но, причащаясь Святых Христовых Таин, мы должны увидеть как раз бездну собственной слабости, немощи, недостоинства и, почувствовав себя помилованными грешниками, взятыми Господом в удел, усыновленными, удочеренными, должны стремиться делиться своим счастьем и блаженством, и радостью о Христе Воскресшем с окружающими людьми, видя их куда более достойными, чистыми и светлыми, видя их сынами и дочерьми Божиими, которые только по какой-то случайности ещё не вошли во дворы Господни.

Итак, эта притча учит нас избегать крайностей гордости и самовозношения, жестокосердия и превозношения, так чтобы в нас вместе с Воскресшим Христом жили и Его совершенства – смирения, милости, сострадания, любви, радости, готовности поделиться со всяким тем богатством, которым ущедряет нас Господь, пониманием, что все мы единая семья, в которой нет правых, но все равно виноваты.

И, таким образом, будучи неоплатными должниками пред Небесным Отцом, призваны помогать друг другу в жизни по заповедям. И чужое горе должно быть нашей бедой, а чужая радость – нашим собственным приобретением. Всему этому нас научает Божественная благодать чрез причащение Святых Животворящих Христовых Таин. Аминь.

 

На иллюстрации: Возвращение блудного сына.
Возвращение блудного сына
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные