Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Любовь (беседа с учениками 10-11 классов)

Протоиерей Артемий Владимиров

Отец Артемий. Сегодня, дорогие друзья, мне хотелось бы продолжить старую тему. А речь у нас шла, как вы помните, о любви. Любовь – это тема в глаз, а не в бровь! Любовь – украшение человеческой жизни.

Кстати, меня очень порадовали ваши первоклассники. У них на доске, когда мы начали занятия, было написано: «Ведём счёт в порядке десяти». То есть они изучали натуральные числа до десяти. Я обращаюсь к ним: «Друзья, а у нас сегодня с вами пойдёт разговор в ином немножко порядке», – стираю число «десять» и рисую знак бесконечности. Они говорят: «Ведём с вами, батюшка, разговор в порядке бесконечности?» – «Вы это знаете?» Они отвечают: «Мы много ещё чего знаем, дорогой батюшка». – «А если вы это знаете, то я вам предлагаю вопрос, – продолжаю с ними диалог. – Человек – таинственное существо, не правда ли?» – «Да». – «Многое в нём конечно, видимо, осязаемо. Ухо, нос, почки, ноготь – конечные понятия. А есть ли в человеке то, что соотносится с бесконечностью? Что в нас напоминает о бесконечности?» Один мальчик говорит: «Мозг». «Мозг, – отвечаю, – это серое костное вещество с содержанием фосфора. Нет, не мозг… Тогда что же?»

Школьники. Любовь.

Отец Артемий. Да.

Школьники. Душа.

Отец Артемий. Благодарю вас. Совершенно правильно. Одна первоклассница тоже сказала: «Душа», – да так, будто бы цветок расцвел в её сердце. Любовь, безусловно, в высоком, идеальном её понимании соотносится не столько с телом, сколько с душою. Уметь любить – это значит прилагать жертвенные усилия души, а не потакать пожеланиям своего быстро развившегося тела. И мне хотелось бы сегодня посвятить наше занятие именно этому.

Я как-то говорил вам, что в одной из бесед с апостолами Христос, пророчествуя о конце мира и давая нравственную характеристику одряхлевшему человечеству, которое доживёт до апокалиптических событий, в частности, засвидетельствовал, что одним из самых ярких признаков одряхления мира будет оскудение любви. В старопечатных славянских текстах Евангелия читаем: «Изсякнет любы, а беззаконие возрастет». «Любы» – именительный падеж слова «любовь» по-славянски. Даже точнее сказано: Любовь охладеет по причине умножения беззаконий (ср. Мф. 24, 12) – то есть попрания нравственного закона на всех уровнях и во всех возрастах. И в наше время, согласитесь, любовь не купишь. Любовь вообще не покупается и не продается. А то, что покупается и продаётся, является извращением любви.

Все ли знают, что бедный Таиланд, который уже два раза потрясло, и не знаю, сколько раз ещё будет трясти, – это развивающаяся страна, в которой так называемый свободный мир, Америка и Западная Европа, установили зону своего влияния – неофициально, конечно, негласно, ООН об этом молчит. И в этой стране Юго-Восточного региона сквозь пальцы смотрят на детскую проституцию. Там девочки, вступая в определенный возраст, почти все без исключения проходят через индустрию разврата. В частности, по этой причине туда любят ездить отдыхать толстосумы – европейцы, австралийцы, россияне. Я не говорю, что всех именно это привлекает, есть там и культурный отдых. Но в этой стране действительно молоху разврата приносятся в жертву цветы жизни – дети. Они обслуживают там гостиницы, различные фитнес-центры и т. п. Вопрос: не является ли трясение земли, цунами, которое в одно мгновение снесло курортный бизнес в тартарары, грозным свидетельством того, о чём говорит поэт? Кстати, кто из поэтов сказал: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!»?

Школьники. Маяковский.

Отец Артемий. Нет, не Маяковский. Сейчас я дальше прочитаю: «Есть грозный суд: он ждет; / Он недоступен звону злата…»

Школьники. Либо Лермонтов, либо Пушкин.

Отец Артемий. Либо Лермонтов, либо Пушкин… Совершенно справедливо, один из них. Я знаю, что не на учителе литературы, а на вашей совести – забвение этого знаменитого стихотворения и его автора. Но давайте вернёмся к подлинной любви, которая является темой нашего урока и украшением нашей жизни. Мне, как священнику, который имеет дело со всеми возрастами – помните, как сказал то ли Пушкин, то ли Лермонтов, но явно что не Маяковский: «Любви все возрасты покорны…» – так вот, мне как священнику приходится констатировать, что сегодня молодые люди – говорю и о юношах, и о девушках – часто строят фантастические замки земного счастья, но оказываются фактически неподготовленными к нему, потому что не научены любить. Они, конечно, хотят быть любимыми. Но этого мало, невозможно постоянно тянуть одеяло только на себя, нужно ещё и уметь отдавать, то есть любить. А любить – значит жертвовать собою. А жертвовать собою никто не готов в современном обществе потребителей, обществе «прихватизации», обществе, которое «я» сделало первой буквой алфавита, вознесло её на пьедестал почёта.

С вашего позволения, я начертаю на доске некоторые слова, взятые из тринадцатой главы Первого послания апостола Павла. Кому? Римлянам? Нет. Хотя есть особое послание к Римлянам. В Новом Завете четырнадцать посланий апостола Павла. Есть к Римлянам. Есть ли к москвичам? К москвичам обращены все четырнадцать его посланий, хотя непосредственный их адресат другой. Это послание к жителям славного древнегреческого города Коринфа – коринфянам. Вот там, братцы, в тринадцатой главе этого послания есть замечательный гимн любви1, который один раз прочитаешь и уже никогда его не забудешь. Этот гимн любви, мне кажется, подобен итальянскому зеркалу. «А почему, батюшка, итальянскому зеркалу, а не французскому?» Дело в том, что в Италии зеркала делают ещё со Средневековья. И это такие зеркала, в которые один раз посмотришь – и войдёшь в них, как Алиса в Зазеркалье. Когда вы в них смотрите, то вам открывается вся ваша прошедшая и будущая жизнь.

Итак, дорогие друзья, я говорю вам о тринадцатой главе Послания к Коринфянам. Это действительно зеркало. Вы только посмотрите в эту главу, и вам будет всё про вас самих совершенно ясно. И не только про вас самих, но и про окружающих вас людей. Тот, кто прочитал эту главу, становится психологом с большой буквы.

Кстати, какой бы вы дали аналог иностранному слову «психолог»? Если передать русскими корнями это слово: «психе» – душа, «логос» – ведение, то какое будет соответствующее русское слово?

Школьники. Душевед.

Отец Артемий. Душевед. Согласен. Совершенно правильно. Если вы хотите быть душеведами… Дорогие друзья, всмотримся с вами в это зеркало. И я успею за оставшееся время обсудить хотя бы несколько главных свойств и качеств, или, как говорят ученые мужи, конституирующих признаков любви.

Любовь – это великая тайна. Апостол говорит о том, чем не является любовь. Этот метод называется апофатический – от противного, от обратного. Любовь, – говорит апостол, – не завидует… Как это понять? Любящие не завидуют. Может быть, это соотносится ещё и с ревностью? Любящий исполняется мира, какой-то внутренней полноты, ибо он имеет уже самое великое и драгоценное, что только есть на свете, и поэтому на все смотрит благодушно, благородно. У него нет на груди этой гадюки – зависти. Он не является ущербной личностью, ибо на всё смотрит прекрасными, радостными, светлыми очами.

Любовь, – продолжает апостол Павел, – не превозносится, не гордится. Очень важное свойство и интересное утверждение, потому что самолюбие, гордость – это неотъемлемое качество земного, грешного сердца. Все мы немножко горденькие. И всех нас по временам понемногу в разные стороны заносит. Даже малые дети умудряются впадать в самоутверждение. Кто чем берёт. Кто-то интеллектом, а кто-то подошвами на стенке. «Это кто сделал?» – «Я! Если можешь, – заявляет с апломбом сверстнику, – повтори». И чем меньше в человеке любви, тем больше «выпендрежа». Напротив, если сердце согрето подлинной любовью к Богу, к людям, к любимому человеку, такому человеку бывает свойственно мудрое суждение о самом себе. Мы, по-моему, уже как-то говорили: чем больше плодов на яблоне, тем более она сгибается, ниже клонится к земле. Это очень точный образ, потому что пустоцвет как раз тянется кверху, заявляет о себе, кричит: смотрите, завидуйте. То же, когда речь идёт о плодоношении духовном. Любовь, умудряя человека, избавляет его от самоутверждения.

Любовь, – продолжает свою мысль апостол Павел, – не радуется неправде, а сорадуется истине. Что это за «радость о неправде»? Мне кажется, это то, что называется злорадством. «А! Споткнулся, упал лицом в грязь, ну так тебе и надо. Хе-хе-хе». Любовь же умеет несчастного обогреть, пожалеть... Нет в человеке этого гогочущего, торжествующего начала при виде неудач окружающих его людей!

Любовь – тоже очень важно! – не бесчинствует. Знаете, что бывает, когда юнцы собираются на даче в отсутствие родителей? «Анархия – мать порядка». Скачут, как туры, по этажам коттеджа. Нет неразбитой чашки, всё там перевернуто кверху дном. «Мы повеселились». Нет, это не любовь, это дурь, блажь! Пороть надо! Истинная любовь не бесчинствует. Она чужда энергии разрушения. Но человек любящий, напротив, стремится к красоте, к благочинию, к созиданию.

Любовь всё переносит, всё терпит. Вот этого сегодня в сердцах человеческих практически нет. Ныне молодые люди, и не только молодые, очень наэлектризованы, они подобны обнажённому, оголённому проводу. Чуть что не по нему, сразу взрывается: «Ах, так? Тогда я так». В наши дни, наверное, нелегко понять старинную русскую пословицу: «Стерпится – слюбится». На самом деле, в истинной любви есть такая великая жизненная сила, которая умеет сглаживать острые углы, побеждать чужую ограниченность терпением. Родители – и те не всегда способны своё милое чадо победить терпением, в ожидании, покуда из хаотической аморфной массы в душе ребенка образуется светлое, положительное, разумное начало.

Говорят, вы недавно смотрели видеофильм «Церковь не молчит», где запечатлена беседа с отцом Димитрием Смирновым? Я тоже смотрел эту кассету, только давно. С одной стороны, мне было интересно наблюдать, как менялось выражение лиц у старшеклассников, которые, видимо, в первый раз общались со священником. Батюшка так спокойно, но не без внутренней силы говорил с молодежью на её языке. Но у меня по ходу беседы появилось желание нечто дополнить. У вас, когда вы смотрели эту видеозапись, возникли иные вопросы, нет? У меня, например, родились определённые мысли в ответ на размышления отца Димитрия о многочадии, о том, чтобы не совершать греха аборта, детоубийства. С этим, конечно, невозможно не согласиться. Пролитие крови младенца – это проклятие, которое ложится на семью. Но мало родить, необходимо ещё, конечно, и воспитать. Есть немало стран, где в семьях рождается много детей, но, к сожалению, признаемся, что растление, легкомыслие, влияние улицы всех их втягивает в один мутный поток падения нравственности. И недостаточно сказать, что спасение России только в том, чтобы в каждой семье было по пять-десять человек.

Старшеклассник. Если, предположим, мать безответственная, если ей этот ребенок не нужен, она не сделала аборт, потому что здоровье свое поберегла… а потом она от него может либо отказаться, тогда ребёнок попадает в детский дом, где из него вырастает, тоже не факт, что очень хороший человек… Либо она не отказывается от него, воспитывает, но не пойми как. Из него опять же вырастет не пойми что. Если он сам вовремя не сориентируется…

Отец Артемий. Понимаю.

Старшеклассник. И тут уж не знаешь, что лучше на самом деле.

Отец Артемий. Вы знаете, иногда к батюшке подходят молодые женщины, под сердцем имеющие дитя. Жизнь прожить – не поле перейти… Один уровень – теоретические разговоры… Здесь, безусловно, можно задавать все вопросы, взвешивать «за» и «против.» И совсем иное, когда новая жизнь уже поселилась в вас – «преждевременно», «желательно, нежелательно» – в этом случае совесть свидетельствует однозначно: жизнь должна быть сохранена, «жизнь от Бога нам дана.» Есть такие поэтические строки: «О, я хочу безумно жить!» Мне кажется, что эти слова можно вложить в уста ещё не вышедшего на свет Божий дитяти. И если бы я поставил себя на место этого утробного младенчика, то я сказал бы непутевой маме (пока она там пишет в своем дневнике: «Быть или убить?»): «Мама, роди, мама, сдай меня в руки государства, только роди! А там я уж разберусь, что и как». То же, по существу, и материнский инстинкт говорит.

Не далее как в минувшую пятницу пришла к священнику одна красивая молодая женщина. «Батюшка, – говорит, – у меня полная катастрофа, обвал!» – «А что случилось?» Оказалось, что она уже семь лет живёт с одним человеком творческой профессии, а недавно почувствовала, что у них будет ребёнок. Он какой-то известный сценарист, режиссер, имеет успех в обществе. Но при этом он по образу жизни ни рыба ни мясо, какая-то тефтеля, стекловата. Сейчас, к сожалению, много таких мужчин. Нет, если ты мужчина, муж, бери полноту ответственности и умей успокоить сердце своей возлюбленной, чтобы она, опершись о твоё твёрдое плечо, чувствовала себя белой горлицей в ветвях могучего дерева. А он! Ничего не обещает, ничего не предпринимает, не решает. «Я, – говорит, – удивлён, я и не ожидал ничего подобного!» Она сетует: «Я не знаю, что мне делать? Я мечусь, я не имею в нём опоры!» Они не венчаны. Поначалу хотели, а потом (о, суета земная!) и говорить даже об этом перестали. «Что мне делать? – спрашивает она. – Два раза я направлялась в абортарий. (Не в планетарий, а в абортарий.) И меня что-то всё время оттуда уводило». Я ей говорю: «Да сохрани Бог! Вы же оттуда живой можете не выйти! Пожалейте не только ребёнка, но и себя!» Представьте себе, дорогие, у священника две минуты в запасе, ведь сейчас Великим постом большое количество людей приходит с батюшкой пообщаться, исповедаться. И мне нужно в немногих словах что-то такое сердечное ей сказать, чтобы и поддержать, и не дать совершить непоправимое. Я ей говорю: «Знаете что, вы родите и мне отдайте Вашего малыша. Мы здесь его всем приходом воспитаем. Я готов уже Вам выдать на пелёнки, подгузники первый аванс!» Она восклицает: «Как?!» – «Ну, у батюшки полно в карманах всего». – «Но почему я Вам отдам его?» – «Давайте вместе будем воспитывать, сочту за честь быть крестным малыша». – «Батюшка, и Вы будете его крёстным?» – «А как же, крёстный обязан на все праздники – День пограничника, День Победы – подарками радовать крестника. Поймите, – продолжаю свою речь, – нельзя младенца мучить убийственными мыслями. Или, думаете, на нём это не отражается? Нам же важно, чтобы младенец родился с жизненной силой, крепеньким и чтобы у него был такой же светлый, как у Вас, локон над ушком розовеньким. А Вы сейчас ставите его между жизнью и смертью, Вы же расшатываете психику малыша!»

А потом у меня взгляд падает на розы – у нас все время свежие цветы в храме, у чудотворного образа Богородицы. Я беру одну розу… Это называется сверхлогическим убеждением; иногда следует прибегать не к каким-то тезисам, силлогизмам, а нужно действовать иным образом, интуитивно. Я дарю ей эту свежую розу – убежден, что тот самый рыцарь в кавычках цветов ей не дарил, он только просил вермишели с мясом. Знаете, друзья, супруге нужно приносить цветы – чем чаще, тем лучше. Она будет сама как цветок. И вот я ей дарю цветок и говорю: «Это же Ваш ребенок, берегите его, он прекрасней этой благоуханной розы! Если захотите, нам отдадите его». – «Не отдам, не отдам!»

Сейчас ещё можно обсуждать, «решать» судьбу детей и их воспитание... Но если тайна жизни уже свершилась, то упаси нас Бог от холодного кинжала! Мы себе этого не простим никогда!

Я поздравляю вас, дорогие друзья, с наступающим праздником Пасхи и убеждён, что ваша жизнь никогда не омрачится той трагедией, от которой Бог уберег неразумную мамашу! Вот такая драма, и в ней нет ни грамма вымысла. Думаю, история не осудит пастыря за то, что он ведёт со старшеклассниками такие разговоры...

11 апреля 2005 года

 


1 1Кор. 13, 4 – 8.
На фото: Протоиерей Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий Владимиров
декоративная горизонтальная черта
Урок
Глава из книги «Уроки жизни»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные