Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Мал золотник да дорог

Размышления о вечернем молитвенном правиле. Земная жизнь превращается в мираж, если молитва не входит в наше бытие, если мы не входим в мир молитвы как часа предстояния Богу.

00:13:46
Мал золотник да дорог
Протоиерей Артемий Владимиров

 

Приветствую вас, дорогие друзья! Мы с вами начнем цикл небольших передач, посвященных молитве, и всего прежде вечернему молитвенному правилу. Жизнь современного человека очень суетна. Теснятся в уме мысли, ворох неотложных дел, и многие из нас испытывают подлинную трудность, затруднение в том, чтобы каждый вечер и каждое утро успевать приносить Богу молитвы покаяния и благодарения. Иные настолько затянуты вереницей своих обязанностей, что в течение всей своей жизни жалуются на недостаток времени.

Убежден, что на самом деле здесь наличествует недостаточная продуманность, недостаток понимания, насколько важно современному (да и всякому) человеку обращаться к Богу, Творцу неба и земли. Важно осознать и уразуметь, что эти десяток-второй-третий минут, когда мы предстоим лицу Божьему – суть самые значительные часы, минуты, секунды вашего земного бытия. Человек преимущественно живет тогда, когда он беседует с живым Богом.

Можно прожить на земле сто пятьдесят лет, но если мысли наши стелятся по земле, если мы обуреваемы множеством желаний, намерений, не позволяем сами себе посмотреть на небо и почувствовать на себе взор Божий, то эти сто пятьдесят лет пролетят как единое мгновенье, к которому, сколько бы мы не обращались: «Остановись, остановись мгновенье», – оно останется глухим, и вся жизнь промелькнёт мимо нас, и в сердце останется лишь чувство неудовлетворенности.

Земная жизнь превращается в мираж, в погоню за мечтой, в сновидение, если молитва не входит в наше бытие, если мы не входим в мир молитвы как часа предстояния Тому, Кто нас видит, слышит, любит, внемлет нам, отзывается на наши младенческие прошения.

Вот почему Мать Церковь с такой заботой влагает в наши уста и в наше сердце утреннее и вечернее правила. Мал золотник, да дорог. Молитвенное правило православного христианина – это плотина, которая сдерживает великие искушения, грозящие потопить, погубить личность христианина.

Следует относиться к утреннему и вечернему правилу как к самому важному событию нашей жизни. Нам надлежит либо победить, либо быть пораженным. Христианин – существо, рожденное побеждать, ибо вера наша – это победа, победившая мир.

Вот почему к делу молитвословия ни в коем случае нельзя приступать наспех, кое-как. Святитель Феофан Затворник требует от христианина приуготовления к молитве. И совсем нетрудно на самом деле выделить минутку-вторую, чтобы присесть и поразмышлять о том, что произойдёт через несколько секунд.

Кто я? Слабое, немощное, грешное существо, беспрестанно и бесконечно оскорбляющее благость Божью повторением своих грехов.

И кто Он? Творец неба и земли, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, Который, со Своей распятой высоты простирая ко мне руки, раскрывает объятья и внимает моим младенческим глаголам.

Бог – Вечный, Святой, Непостижимый, Который есть сама Любовь, в час нашего Ему предстояния вперяет Свои очи в глубину человеческого сердца. Прекрасно об этом сказал Иисус, сын Сирахов: “Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца” (Сир. 23:27). Они испытывают даже не рождённые ещё намерения и мысли христианина.

Итак, встать на молитву должно в сокрушении нашего духа, оставив позади себя все заботы, все житейские помышления, и обратить свой взор к Невидимому Творцу, Которому открыто наше прошедшее, настоящее и будущее. Предстоять Богу в молитве следует цельным, а не раздвоенным сердцем.

Невозможно, как вы прекрасно знаете, друзья, служить и Богу, и маммоне — и нашим и вашим. В молитве нам нельзя раздваиваться, как не может человек размышлять о двух предметах одновременно, но подобает и ум, и чувства, и волю соединить в едином устремлении к Отцу Небесному. Когда мы молимся, нельзя совершать молитву наспех, не подобает тараторить, «многословить», как это делают язычники, по слову Спасителя, но должно само сердце свое вверить Отцу Небесному.

Как важно встать пред лицем Божиим, распрямив плечи, приведя в легкое напряжение все телесные члены, избавившись от той расслабленности, апатии, лености, которые свойственны современному человеку, ищущему во всем удобство, потакающему требованиям своей плоти.

Что солдат на плацу в ожидании генерала, а лучше сказать, пред лицом монарха, императора, — то христианин, предстоящий Царю неба и земли. Пусть он напоминает в час молитвы струну музыкального инструмента — напряженную, дрожащую, при первом прикосновении смычка издающую гармонический звук. На молитве мы должны быть похожи на цветок, который тянется на стебле к солнцу и раскрывает пред светилом все свои благоуханные лепестки.

Христианин на молитве — это бескрылый ангел, который влагает в каждое слово очередного прошения и ум, и сердце. Надлежит молиться не столько устами и перстами, сколько душою своею так, чтобы всякое произносимое нами слово молитвы мы осознавали, понимали и посылали его, как стрелу в цель, к подножию Божественного Престола. Ум должен понимать и разуметь, и слышать, что произносят уста.

Начало всякой молитвы есть крестное знамение, которое многие из нас, к сожалению, до сих пор неправильно или небрежно полагают на самих себя. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» — благоговейно, истово, молитвенно положенный на себе крест, крестное знамение производит в нашей душе и теле чудотворное действие.

Ведь не секрет, что весьма часто мы, начиная молиться, думаем ещё о чём-то своём. Наш ум занят мысленным собеседованием с ближними, но остается глухим и немым для Бога.

Итак, в час предстояния на молитве — самый важный, самый ответственный — мы отходим от молитвы либо с наградою — благодатью Духа Святого, либо осуждёнными, в исполнение слов древнего пророка: «Проклят всякий, творящий дело Господне с небрежением».

 

Вечерние и утренние молитвы
Вечерние и утренние молитвы
декоративная горизонтальная черта