Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Боже, милостив буди мне, грешному»

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее – о смиренномудрии как основе подвига благочестия, и о молитве мытаря. Мала молитва мытаря, однако заповедана Церковью как всегдашнее поучение для христианина.

00:11:32
«Боже, милостив буди мне, грешному»
Протоиерей Артемий Владимиров

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, перед поздней службой мы вознесли молитву по всем православным христианам, которые пострадали в годину, в эпоху гонений на Христа. А ведь многие наши и дедушки, и бабушки, прадедушки и прабабушки были как раз теми православными христианами, которые потерпели в страшное время, когда наш народ перемалывался в безбожной мясорубке, и гонения, и темницы, и самую кончину. И ещё раз воздохнем пред Богом и испросим упокоения сотням тысяч людей, которые, пройдя через горнило земных испытаний, взошли в покой Господень.

Чествуем сегодня и всех новомучеников Русской Церкви, тех кто пред лицом страшного зверя – так именуется антихристианская сила, – не смалодушествовал и мужественно исповедовал свою веру во Христа, с готовностью терпеть даже до смерти, но не отступить от обетов крещения. И наши святцы за предшествующую эпоху пополнились тысячами и тысячами этих верных свидетелей Христова Воскресения. Их святыми молитвами, Господи, помилуй нас.

Нас ожидает сплошная седмица, с отменою поста в среду и пятницу. Церковь дарует нам это послабление в преддверии Великого поста, чтобы мы с вами больше размышляли и в сердце своем хранили образ смиренного мытаря, о котором только что слышали в евангельском чтении, в противоположность законоучителю Израиля, умудрившемуся тщеславиться даже на молитве.

Как сказано, молился он «сам в себе» – молился, по существу, самому себе, потому что, пребывая в темнице неведения Господа Бога, он, по гордостному своему безумию, выставлял напоказ пред лицем Судии свои мнимые добродетели, благодаря Господа, что он много отличается от всяких беззаконников и совершенно непохож вот на этого, презираемого всеми, мытаря. Выставлял фарисей пред лицем Божиим свои внешние подвиги и вышел из храма осуждённым, то есть совершенно помрачённым действием духа гордости, подпав под демоническое пленение, ибо всяком падению предшествует гордость.

В отличие от этого несчастного фарисея, черты которого весьма глубоко зашли и отпечатлелись и в наших грешных сердцах, тот блаженный мытарь, не видя в себе решительно ничего доброго, встречая лишь презрительные взгляды этого внешне непорочного фарисея и прочих людей, которые, может быть, и имели основания осуждать сборщика пошлин в пользу римлян, он, не подымая глаз к небу, бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Такая краткая молитва. Однако мал золотник да дорог. Эта молитва, исходившая из глубин сокрушенного и смиренного сердца, привлекла на сердце мытаря обильную Божественную благодать всепрощения и милости. Христос свидетельствует, что мытарь вышел из храма оправданным. Он ещё не успел подойти к священнику, кажется, лишь в глубинах сердца его происходил диалог с Богом, однако благодать пришла к нему – очищение от согрешений, умиротворение сердца, просветление ума, глубокое умиление, то есть уверенность в том, что Небесный Отец не оттолкнет, не презрит Свое чадо, но откроет ему двери Своего Царства; покой от буравящих сознание помыслов, отчуждение от страстей сребролюбия, гордости, похоти, злобы – само Царство Небесное раскрылось в сердце этого плакавшего смиренного человека.

Всякий, осуждающий себя, всякий, уничижающий себя, будет вознесен – так об этой удивительной молитве сказал Господь, тем самым умудряя нас во главу нашего подвига благочестия ставить смиренномудрие, то есть усилие ума и сердца, которые необходимы нам для познания самих себя, для того, чтобы найти своё и, конечно, последнее место в отношении прочих людей пред Господом Богом.

Мала молитва мытаря, однако Церковью она заповедана как всегдашнее поучение для каждого христианина. Эта молитва мытаря вошла в молитву Иисусову. В последней части Иисусовой молитвы нам слышится голос мытаря «Господи Иисусе Христе», – первая часть молитвы. «Помилуй мя, грешного» – «Боже, милостив буди ми, грешному».

С этой молитвой, а лучше сказать, с этим сердечным устроением ученик Христов не должен расставаться никогда. Потому что испорченное наше сердце всегда изращает плевелы гордости, самодовольства, тщеславия, мнительности, осуждения. Мы так привыкли сравнивать себя с людьми, находя свои ложные преимущества пред ними, – тайно самоутверждаемся, бахвалимся наедине с самими собой, а часто и выставляем напоказ то, что почитаем сильными сторонами нашей натуры.

Но то, что пред людьми высоко, мерзость есть пред Господом, говорит Спаситель. И поэтому христианин должен изощрять свои умственные, эмоциональные, душевные и телесные силы, с тем чтобы, избегая всякого уныния, депрессии, безнадежия, излишней мирской печали, в глубинах сердца всегда, как провинившееся дитя, мысленно падать ниц и припадать к стопам Господа Иисуса Христа.

Умение всегда тайно укорить себя и снять вину с окружающих, внутренняя обращённость ума и сердца к Спасителю и раскрытие пред Ним язвы души своей, всегдашнее сознание себя пред Богом неоплатным грешником, которому Господь, по преизбытку Его щедрот и милости, простил согрешения; осторожное, бережное, трепетное отношение к людям, готовность всякого оправдать и вверить со всеми его правдами и неправдами милости Божией; боязнь прикоснуться умом к чужому сердцу, чтобы не стать неправедным судией в отношении раба Божьего, который пред своим Господом стоит и падает; крайняя внимательность к своему сердцу, самоконтроль, отслеживание всех дурных мыслей и помыслов, от которых мы призваны открещиваться внутренней тайной молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному» – это делание действительно в очах Божиих драгоценно и многоценно.

Будем приступать к Святой Чаше с этой самой молитвой, прося Господа Бога даровать нам этот удивительный дар – зрение своей немощи, признание, исповедание своего растления и слабости; просить Господа, чтобы Он даровал нам твердую надежду на спасение, с тем чтобы, восполняя недостаток нашей любви к ближнему, всегда ходили пред Господом в смирении духа и, таким образом, вышли сегодня из храма, как и этот мытарь, чувствуя и осознавая милость Господа в сердце, взирая на всех глазами Христа, всех жалея, всем сострадая и благодаря Спасителя нашего за Его неизреченную любовь.

Итак, дорогие братия и сестры, мы вступаем с вами в сплошную седмицу. Храни всех нас Господь и Матерь Божия.

На изображении: мытарь и фарисей.
Мытарь и фарисей
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные