Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Милосердия двери отверзи нам

«Тя бо виде святый Андрей на воздусех». О каком воздушном пространстве идёт речь? Конечно, не о видимом. Это явление иного, духовного мира, но этот мир таинственным образом сопряжён с каждым из нас.

00:11:01
Милосердия двери отверзи нам
Протоиерей Артемий Владимиров

Сердечно поздравляем всех с праздником Покрова Пресвятой Девы Марии, Которой мы воспеваем величание со словами: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся1. Действительно, взирая на чистый небосвод глубокого синего цвета, мы часто отождествляем его с покровом Пресвятой Девы Марии и вспоминаем события сегодняшние. Хотя помним, что из огромного числа молящихся – царя с синклитом, патриарха с духовенством, народа Божьего – единственно Андрей, Христа ради юродивый, и ученик его Епифаний сподобились этого страшного видения. Покров, простёртый над молящимися, был светоносным, от него исходили лучи и молнии. И настолько поразительным было это откровение, что Епифаний, унаследовавший дары своего учителя, ответил со страхом: «Вижду и ужасаюсь» – то есть трепещет дух мой от созерцания небесной славы величия Пресвятой Девы.

Всякий раз, когда приходит праздник Покрова, задумываешься об этих словах: «Тя бо виде святый Андрей на воздусех» – на воздухе. О каком воздушном пространстве идёт речь? Конечно, не о физическом, видимом. Это явление иного, духовного мира, но этот мир неким таинственным образом сопряжён с каждым из нас. Ведь святой Андрей такой же человек, как и мы, не иной природы, не Ангел. И ответ на вопрос о том, где же этот покров, как его ощутить, как войти под этот омофор Пречистой, конечно же, мы обретаем в Евангелии: Царство Небесное внутрь вас есть. Один из современных духовных писателей, подвижников благочестия, сказал из собственного опыта: вот, мы стоим перед запертою дверью богообщения и молимся: Милосердия двери отверзи нам2, и мысленно эту дверь тянем на себя, чтобы она отворилась нам. «Между тем – замечает этот писатель, – дверь открывается вовнутрь человеческого сердца, и отверзает её Бог».

И, конечно, если мы вспомним, что делали тогда во Влахернском храме все молящиеся, к чему, а лучше сказать, к Кому были обращены их духовные очи, то, конечно, мы поймём: они едиными устами и сердцем призывали Владыку неба и земли, Господа Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь. И для нас с вами предстояние Воскресшему Спасителю и с посильным вниманием призывание Царя неба и земли и даст войти внутрь собственного сердечного пространства, как об этом ясно говорит Господь: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет3. Именно там, в глубинах нашего естества, сокрыт наш бессмертный дух, который имеет способность вступать в непосредственное соприкосновение с Небесным Отцом, воспринимать Божественную благодать, очищаясь этой благодатью, обретает способность духовного зрения, созерцания, осязания, постижения невидимого мира.

И всякий из нас в лучшие минуты своей жизни постигает, чувствует присутствие покрова Пресвятой Богородицы. По каким признакам чувствует? Когда душа вдруг освобождается – в награду ли за смирение, сокрушение духа, в награду за чистое исповедание своих немощей, в награду за внимательное слушание, пение божественных песнопений, таким образом незаметно стяжевает дух молитвы, особенно в награду за призывание имени Господа Иисуса Христа, в награду за неосуждение, милование ближних, тайное духовное участие в них – отходят от нас суетные и злые помыслы, непрестанно мучащие душу, растаскивающие внимание в разные стороны. Как Пречистая Дева возглашала: «Ты, Господи, гордых расточил мыслию сердца их». Действительно человек, не умеющий себя всецело вверить Богу, становится жертвой докучливых образов и помыслов, которые, как лебедь, рак и щука, растаскивают наше сердце, рвут его на части.

Итак, покров Божьей Матери мы постигаем, чувствуем его благодатную близость, когда в сердце, милостью Божьей, водворяется священное безмолвие и тишина, когда на сердце снисходит мир Христов, который, по слову апостола Павла, превышает всякое постижение его – то есть этот мир невозможно себе представить, невозможно себе изъяснить человеческим словом. Это тот самый покой, который Христос Спаситель обещает Своим ученикам в награду за смирение и кротость сердца. Этот покров мы видим над собой тогда, когда наша душа совершенно раскрыта навстречу Богу в тайной молитве, совершенно раскрыта навстречу всем людям, без изъятия, ибо начинает душа понимать и чувствовать, как любит их Христос. Ведь ради каждого Он снизошёл на землю, облекшись в человеческую природу. Одним словом, устойчивые расположения души – смирение, чистота и милость, которые сами собою не могут быть нами воспроизведены, но становятся нашим достоянием в награду за смирение, покаяние и молитву, открывают мир невидимый, открывают нам небо. И мы, может быть, не так явственно, как святой Андрей и ученик его Епифаний, но шестым чувством, духом нашим, осязаем покров, мысленно успокаиваемся, умиряемся, просветляемся. Как говорит поэт, уходит из души всякая тревога. И верится, и плачется, и так легко-легко.


1 Величание празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
2 Из молитвы ко Пресвятой Богородице.
3 Ин. 10, 9.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Покров Пресвятой Богородицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь