Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Мир вам!»

Проповедь в день памяти праведного Ио́сифа Обручника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня по плоти, на евангельское чтение «Мир вам!» – о духовной вакцине против вирусов страхов сатанинских.

00:17:27
«Мир вам!»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех вас, дорогие матери и сестры, с днём воскресным, памятью пращура нашего Спасителя, царя Давида, из рода которого происходили Пречистая Дева Мария и ныне чествуемый Иосиф Обручник, равно как и сын его от первого брака, святой Иаков, сопровождавший святое Семейство в Египет.

Для тех, кто любит святую Псалтирь, сегодня – день любителей читать псалмы. Все, принимающие участие в богослужебной жизни Церкви, все, кто молятся по домам келейно, не могут не любить сто пятьдесят богодухновенных псалмов, лежащих в основе наших собственных молитвенных воздыханий, обращаемых к Создателю. А ведь эта книга в нашем русском народе имела особое значение среди всех библейских книг. Её знали наизусть многие великие князья, подобные Михаилу – тверскому князю, который, находясь в Орде, закованный в колодки, пел псалмы Давида наизусть. И до сих пор немало есть и благочестивых иноков, и мирян, которые хранят Псалтирь не на полке, но в сердце своём.

Светлая тайна окружает жизнь царя Давида, которому обетовано было стать предком Спасителя, ибо от чрева его – не чресл, но чрева – имел Бог воздвигнуть Мессию. То есть царю Давиду было открыто в точности (как и многие события евангельской истории, вплоть до распятия и Воскресения), что от него произойдёт Матерь Господа.

Сегодня для нас особенный день, неожиданная рождественская радость пришла в нашу обитель: завтра мы, даст Бог, свершим с вами историческую Божественную литургию в храме праведного Иосифа Обручника, в самый день его памяти. И нашим архивистам надлежит подсчитать, если возможно, сколько утекло времени с закрытия богадельни госпожи Геер – времени, когда последний раз под сводами храма святого Иосифа раздавались православные песнопения.

Замечательно, что при освящении этого храма митрополитом Филаретом пели наши сестры, и завтра они же будут петь на Божественной литургии. Многие слышали из уст матушки игумении, что одной благочестивой христианке, выручившей нас и передавшей нам вовремя очень важные документы, перед судом, определившим возвращение храма, Бог в некоем сне показал нечто, чему она была крайне удивлена: как двигались по улице к храму Иосифовскому священники в облачениях. И она передала матушке содержание этого сна, говоря: «Что, храм уже передали?» Она ещё не знала, что состоялось судебное решение в нашу пользу. Всё это говорит о том, что пути небесные, судьбы Божии, нам неведомые в полной мере, свершаются на наших глазах, так что мы, недостойные, являемся свидетелями и участниками этих событий.

Завтра мы, может быть, ещё и о святом Иосифе скажем нечто, но сегодня вспомним слова из книги царя Соломона: «Муж же мудр безмолвие водит»1. Святой Иосиф – один из самых молчаливых участников новозаветной истории. Он познал в полной мере, что молчание – это тайна будущего века, то есть тайна, относящаяся к вечности, тайна Божественной благодати. Бог наш пребывает втайне, говорит Спаситель, и воздаёт явно тем, кто в тайне, в сокровенной клети, с полным вниманием, сокрушенным сердцем обращается к Небесному Отцу. Святой Иосиф вполне эту тайну разгадал, будучи к ней причастным, и при молчании уст его сердце всегда собеседовало с Богом. И он получал благие вести. Посредством этих таинственных посещений, руководствуясь ими, он был, так сказать, «спасителем Спасителя» – то есть, с участием Иосифа Божий Промысл сокрывал Богомладенца от демонической злобы.

И наконец, в сегодняшнем воскресном чтении можно обратить внимание на слова: ученики были собраны при закрытых дверях, в страхе и трепете страха ради иудейского. Диавольская злоба, пригвоздившая Мессию Израиля ко Кресту, действовала чрез тех, кто должен был быть светочем Израильского общества. Люди, поставленные управлять и духовно назидать души человеческие, оказались богохульниками, безумцами, богоубийцами, прямыми, едва ли не сознательными проводниками сатанинской разрушительной энергии. И такова была сила, эта власть тьмы, что ученики, парализованные страхом и отчаянием, за запертыми дверями находясь, не смели, так сказать, носа показать, высунуть. И является пред ними Христос, Воскресший Спаситель, сокрушивший сатану под ноги Свои, и преподает им мир. И апостолы, восприняв энергию Святого Духа – созидательную, возрождающую, обновляющую их души, возрадовались, увидев Господа.

Ясное дело, что страшиться страха сатанинского и радоваться одновременно невозможно. Значит, в сердцах учеников во мгновение ока произведена была метаморфоза: тьма уныния, отчаяния и вот этого бесовского страха, от которого выступает холодный пот, от которого парализуются умственные, эмоциональные центры, который превращает человека в безвольную тряпичную куклу (кому незнакомо это состояние), сменилось свободой – апостолы задышали полной грудью, их мысли просветлели. Более того, сердца, обновлённые Духом, взыграли. Они как будто воскресли вместе со Христом. Были убиты – и оживлены преподаянием им мира.

Святые отцы говорят, что первый раз Спаситель преподал мир ученикам, чтобы они оказались сильнейшими этого страха иудейского, страха, исходившего от тех соплеменников их, кто отверг Спасителя и совокупил все свои намерения и силы для борьбы с воскресением Христовым. И через несколько минут или мгновений Спаситель ещё раз произнёс: «Мир вам!». Говорят, что второе преподаяние мира апостолам дано было не просто так: у Господа всё имеет сокровенный нравственный смысл. И они получили силу противостоять иному страху – страху языческому.

И через неувероваших иудеев, и через ожесточившихся в отношении благой вести язычников действовал и действует сатана. И говорят, что все события, имеющие место под солнцем, даже доныне легко можно разложить на несколько векторов; и эти два вектора, два страха сатанинских действуют чрез тех, кто противился Христу из соплеменников апостолов, и язычников, которые издревле составляли тёмную часть и были достоянием падшего духа.

Так вот, апостолы от Спасителя получают противоядие, получают духовную вакцину, истребившую, уничтожившую вирус страха. Второй раз Спаситель преподает этот мир апостолу Фоме, который восклицает: «Господь мой и Бог мой!» и становится вместе с прочими неложным свидетелем, благовестником Евангелия Царствия, будет свидетельствовать о нём до конец земли.

Ну и, заканчивая наше размышление, скажем, что и мы с вами не лишены, увы, этой страшливости, маловерия, малодушия, паникерства. И нас часто захватывает уныние, безнадежие, стучится в двери сердца отчаяние – оно может быть только сатанинским. И отражать эти убийственные губительные вирусы, приводящие к парализации ума, сердца и воли, умерщвляющие душу, а значит, и тело, возможно, лишь взирая духовными очами на Воскресшего Спасителя, Который во все дни до скончания века и по окончании века пребывает со Своими учениками.

И взирать на Спасителя подобает со смирением, сознанием своего ничтожества, с иным страхом: с благоговением и трепетом. И, конечно, с полной верой, доверием и любовью к Искупителю, что отзовётся радостью богопознания, богообщения в сердце верующем, кающемся, молящемся, отзовётся духовным выздоровлением, освобождением от вот этих, как бы мы сказали сегодня, фобий, страхов, очищением сердца от сгустков этой сатанинской тьмы, которые вытравляют в нас образ и человеческий, и Божий.

И каждый раз в день воскресный, накануне его мы учимся вместе с апостолами обращать наш внутренний взор на Воскресшего Спасителя, подле Которого нельзя находиться в унынии, безнадёжии, расслаблении, безмолитвенности – это было бы признаком крайней гордости и противления Тому, Кто простирает нам Свои объятия, говоря: Мир вам! ... Радуйтеся! ... Любите друг друга... Пребудьте в любви Моей. И дай Бог нам в этот воскресный день вместе с апостолами обновиться духом, так чтобы в течение всех Святок взыграть, яко овни, говоря словами царя Давида, нося Богомладенца Спасителя в глубинах нашего духа.


1 Притч. 11, 12.
Икона: Христос с апостолами.
Христос с апостолами
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные