Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О двух лептах вдовицы

Проповедь в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Тогда наша жертва бывает благоуханной, когда мы не от избытка имений, а самих себя приносим Господу в жертву, умом и сердцем желая принадлежать Ему.

00:19:18
О двух лептах вдовицы
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с праздником Сретения Господня и днём святителя Феодосия Черниговского, который, как считают, отвёл от города Чернигова радиоактивное облако, от Чернобыля надвигавшееся. Его мощи тогда были возвращены из музея в Божий храм. Чтим и чествуем икону Божией Матери «Взыскание погибших».

Сегодня евангелист Марк напомнил нам1 слова Спасителя, обращённые к народу: «Избегайте закваски фарисейской». Вот, учителя Израиля любят, чтобы их приветствовали: «Учитель! Учитель!» Занимают всегда первые места на трапезах, нарочито долго и напоказ молятся, а между тем чужды благодати Святого Духа. Им, этим законникам, в удел осталась только буква, потому что не стремились они сердцем и умом прилепиться к Всевышнему, но напротив, всецело привязавшись к земному, были рабами корыстолюбия, гордости, и Духа Божьего в себе не имели.

Спаситель говорил эти слова близ церковной сокровищницы, наблюдая, как народ полагал пожертвования в церковный ящик. И Его взор остановился на убогой женщине, которая положила кодрант – две лепты. Всё, что имела, отдала Богу. А Спаситель, подозвав учеников, раскрыл им сердечные тайны этой женщины. Она положила более всех, потому что вот, люди именитые, с достатком, жертвовали от избытка своего, нисколько себя не утесняя, не ущемляя, а эта женщина всё житие – всё, что имела, отдала Богу.

Слова эти говорят о том, что никакими внешними способами нам к Богу не приблизиться, если мы не отдадим Ему наше внутреннее – ум и сердце. Вот две лепты, вот всё наше житие, которое мы должны ввергнуть в церковную сокровищницу. Душа называется вдовой, потому что, согрешив, она лишилась благодати Святого Духа. Господь её покинул, оставил праведно. Жених, обручивший себе душу, отвернулся некогда от неё. Но когда мы не от избытка имений, а самих себя приносим Господу в жертву, умом и сердцем желая принадлежать Ему, то есть напечатлев в глубинах духа Его имя, стараемся никогда не разлучаться с Ним, вот тогда жертва наша бывает благоуханной, и Христос возвращает нам благодать, по легкомыслию и неведению утерянную.

Вспомним сегодня, в день Пречистой Богородицы, и дом святых Марфы и Марии2. Марфа, приняв высокого Гостя, молва о Котором давно распространилась по всей Палестине, благоговела пред величием Пришедшего. И вся обратилась в усердие, поражала своим благоговением пред Иисусом, тем, что спешила как можно скорее и тщательнее приготовить трапезу. А как же иначе? Какая честь им оказана! А вот Мария поступила иначе: она в Пришедшем увидела не просто великого человека, пророка, царя Израилева, но младенческими очами веры она, как некогда Петр, познала в Нем Бога во плоти.

И Господь, конечно, на эту веру откликнулся. Он в глубинах души, в сердце Марии явил Свое присутствие как всемогущий, всеблагой, всепремудрый Творец неба и земли. Для Марии, видимо, перестало существовать всё внешнее. Разве нужно предпринимать усилия, трудиться, суетиться, спешить, чтобы приготовить трапезу для Того, Кто создал небо и землю, для Того, Кто десницей Своей питает всю вселенную, для Того, Кто Сам есть Хлеб, сошедший с небес?

Благая часть Марии – это вера, открывающая сокровенное. Это любовь к Богу, Который явил ей Свое присутствие в глубинах её духа. Христос пришёл сюда, чтобы, как всемогущий и всемилостивый, напитать души Своих творений Божественной благодатью. Он не пришёл сюда питаться той внешней пищей, в которой Он Сам не имел нужды. И эта благая часть, неотъемлемая от Марии, то есть души верующей, зрячей, молящейся, была до времени неведома Марфе, получившей упрёк: «Марфа! Марфа! Печешися и молвиши о мнозе, но вот от тебя сокрыто то, что Я открыл Марии – тайну Своего Божества».

И мы слышим голос некоей женщины: «Блажено чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие». На что Бог во плоти отвечает: «Блажени слышащие слово Божие и хранящие его. Ты думаешь о Моем величии как человека, царя Израилева, родить Которого удостоена Моя Мать. Но Её блаженство в ином – в том, что Она узрела во Мне Бога во плоти. Она услышала голос Мой, ещё когда Я был в Её чреве. Она сохранила благодать, которую Я Ей даровал».

И действительно, блаженны были те, кто внимали словам Иисуса Христа, слагали в своём сердце Его глаголы, но самыми блаженными были те, кто прозревали в Нем Слово Божие. Он и есть Слово, бывшее прежде сложения мира: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Слово бе Бог». Блаженны те, кто верует в Иисуса Христа как предвечного Сына Божьего и, веруя, принимает Его в своём сердце. Так с верой мы принимаем Святые Дары, уповая, что Сам Господь таинственно явит нам Себя, Свое присутствие в глубинах нашего сердца. И этот дар должно всемерно хранить, за него благодарить и пребывать в общении с Сыном Божиим – вот благая часть Марии. И всякий раз на Богородичные праздники мы слышим эти таинственные слова.

В завершение скажем, что икона «Взыскание погибших» – замечательный образ, дорогой для москвичей. Один из священников послевоенного поколения написал акафист пред иконой «Всех скорбящих Радость» и одновременно пред иконой «Взыскание погибших». Мне вспоминается сегодня, как совсем юным молодым человеком, студентом Московского университета, только-только переступившим порог храма, ещё не имея наставника и поэтому много страдая от собственных несовершенств и грехов, неожиданно для себя я очутился в храме Воскресения Словущего. В будний день, после учебы и, не зная, по существу, ни службы, ни молитв, видя какую-то людскую суету и погруженный в свои тяжёлые мысли, я пробрался внутрь храма и вдруг увидел эту удивительную чудотворную святыню. Те, кто бывал в этом храме, знают, какой благодати исполнена эта необычная икона. Благодать иконы «Взыскание погибших» напоминает нам о материнском тепле и свете материнских очей.

Как бы то ни было, но, придя в совершенно несчастливом расположении духа, я устремил глаза на этот образ и забыл и суету, и собственную неприкаянность и, через полчаса выйдя из храма, почувствовал, что моя душа совершенно исцелена. Насколько было тяжело, томительно, скорбно от всяких помыслов, с которыми я не знал, как бороться, настолько светло, мирно, спокойно, благодатно стало по выходе из храма.

Будучи совершенно неосведомленном в духовной жизни христианином, я совершенно изумился этой перемене своего состояния, связав её именно с этой иконой. Какая удивительная икона! Вот так можно постоять рядом с ней и полностью обновиться, исцелиться душою – думалось мне тогда. Нужно обязательно сюда ещё прийти и приходить не раз. Это же надо, какие чудеса свершаются в храмах! С такими мыслями я покинул этот храм и никогда больше в нём не был, потому что университетская жизнь, да и храм Илии пророка во 2-м Обыденском переулке, где я живу, стал для меня приходским.

Прошло много лет. Больше десяти лет. И вот, будучи уже диаконом, преподавателем Московской духовной академии, в 1988 году, после рукоположения я, совершенно неожиданно для себя, получил благословение летом, в конце июля – начале августа продолжить диаконский сорокоуст. Видимо, от настоятеля был запрос прислать какого-нибудь диакона вместо находившегося в отпуске штатного диакона. Помнится, не без волнения, в сопровождении другого, более опытного академического служителя я прибыл в этот храм. Как нас встретят, что будет? А особенно – как служить на приходе? Я же не знаю службы, не знаю диаконского служения. С такими растрёпанными мыслями войдя в этот храм, я вошёл в главный придел, и вдруг передо мной опять открылась эта икона – «Взыскание погибших». Всё такая же чудесная, светлая, светоносная, несущая тепло, Божественную благодать, почти что осязаемую.

Несказанно я был удивлен, потому что совершенно забыл об этом храме и вспомнил эту икону второй раз, когда уже в диаконском образе и сане посетил этот храм. Наверное, не без Промысла Божьего.


1 Мк. 12, 38 – 44.
2 Лк. 10, 38 – 42, 11, 27 – 28.
На изображении: «Две лепты вдовицы»
Две лепты вдовицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные