Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

На притчу о злых виноградарях

Проповедь на евангельское чтение. Виноградник насаждён не человеческой рукой, но рукой Божией – речь идёт о даре Святого Духа, причастником которого является каждый крещёный человек.

00:17:17
На притчу о злых виноградарях
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с Божественной литургией и памятью князей Святой Руси – Феодора Смоленского и чад его, Давида и Константина. Трогательная история о мученичестве святых князей запечатлена в истории и великого князя Игоря Черниговского, Киевского, который пошёл стопами святых Бориса и Глеба. Отличаясь миролюбивым характером, поняв, что служение миру и Царству Христову несовместимо по причине страстей, в которых погрязает этот мир, святой Игорь удалился в обитель. Однако его политические оппоненты, не понимавшие, не верившие, что человек может сознательно отказаться от власти, от денег, посвятить себя Христу, нашли его в монастыре и добили, убили, как Бориса и Глеба убил окаянный Святополк. А Господь принял молитвы этого мужественного страдальца, тотчас по убиении явив святость и дерзновение души его у Божьего престола. Растерзанное тело князя было внесено в Божий храм, где сами собою разом зажглись все лампады, в знак того, что сам благоверный Игорь, как светильник, сияет пред престолом Божиим.

Кратко вспомним евангельское чтение о неблагодарных виноградарях, убивших не только посланных домовладыкой рабов, но и самого сына его. Они лишили жизни и извергли его вон из виноградника, думая завладеть хозяйством, которое было дано им на время для трудов. Вспомним и не только о судьбе Израиля, но и о самих себе. В притче упоминается оплот – то есть изгородь, забор, окружающий виноградник; точило, помещённое в земле – место, где давят виноград и сок превращается в вино, и столб – сторожевая башня, забравшись на которую, страж должен внимательно смотреть, предупреждая всякие попытки похитить виноград. В притче говорится о слугах, и раз, и два, и три, и многажды присылаемых домовладыкой, которые получали ранения, пробитие головы, даже умерщвляли их эти бессовестные виноградари. И, наконец, о Сыне Божием – сыне домовладыки.

Каждый из нас получил свыше от Бога надел – это пространство нашей души. И виноградник насаждён не человеческой рукой, но рукой Божией – речь идет о таинстве Крещения и о даре Святого Духа, причастником которого является каждый крещёный человек, призванный этот дар не спрятать в земле, но умножить, развить, с тем чтобы домовладыке – Вседержителю Богу, на Страшном суде вернуть залог, умноженный в два, в пять, в десять раз. Таково свойство благодати, которая, ожидая нашего содействия, всегда умножает себя. Однако многие уподобляются вот этим виноградарям, которые полагают себя не подотчетными тружениками, но хозяевами собственного падшего естества.

Итак, изгородь, оплот, который окружает виноградник (говорим о благодати Святого Духа, в таинстве Крещения нам дарованной), – это, быть может, естественные преграды, защита, которую нам дал Господь в отношении всего, чуждого благодати. Природная чистота, совесть как богоданное различение добра и зла, стремление к нравственному совершенству, желание быть лучше, чем ты был вчера, стремление к нравственному развитию, инстинкт самосохранения, который побуждает нас беречь нашу физическую жизнь – вот оплот, изгородь, Богом данная для того, чтобы мы занимались делом, нам порученным – возгревали в сердце Божественную благодать.

Есть столб сторожевой, забравшись на вершину которого, страж хранит виноградник, то есть, без сомнения, в дополнение к совести слово Божие, закон Господень, откровение Создателя, запечатленное в Священном Писании и Предании. Не знать закона Божия – преступление; знать и нарушать – преступление сугубое.

Наконец, точило – углубление, куда собирают ягоды, складывают и давят эти ягоды – это глубина нашего сердца, это недра нашего естества, дух человеческий, из глубин которого мы призваны взывать к Богу, каяться пред Ним в сокровенных пределах нашего сердца. Именно в глубине человеческого духа происходит все важное, самое значительное, что относится к нашей жизни, либо не происходит, если дух человеческий остается праздным и наше внимание, душевные силы обращены вовне, а благодать остается в небрежении.

Посланные к нам слуги Домовладыки – это, несомненно, внушения свыше, то, что Ангел Хранитель вкладывает в наше сердце, особенно Божественные внушения, через совесть действующие. Быть может, небрежение к ним – это небрежение о самом Ангеле Хранителе, лучшем нашем друге, о святом покровителе, имя которого мы носим, о святых дня или любимых нами святых, которых мы как будто почитаем, но пример которых нас не вдохновляет, если наш ум и настроение, поступки, отношение к людям прямо противоположно тому, что они являли в своей жизни. Мы часто расправляемся с этими светлыми намерениями, побуждениями, импульсами, мыслями – кому голову пробьём, кого побьём, кого убьём – то есть не внимаем Божественной благодати, но изгоняем её вон. Не говорю, становимся причастниками убиения Сына, посланного для нашего вразумления и спасения, что бывает, когда мы действуем наперекор заповедям Господним, когда разрушаем собственную душу, вредим нашему естеству, потеряв разум.

Христос Спаситель свидетельствует, что люди, вконец потерявшие совесть, ожесточившиеся, как эти неблагодарные виноградари, могут претерпеть заслуженную казнь, а виноградник будет передан иным делателям. В Священном Писании на этот счёт есть очень глубокие слова о том, что дар Святого Духа неотъемлем от нас до Страшного суда. Однако если человек совершенно озлобится на своего Создателя, потеряет смысл жизни, будет богатеть не в Бога, но умножать в себе страсти, то, отойдя в мир иной и дождавшись, так сказать, Страшного суда, он претерпит затем «рассечение полма» – на две половины, и будет извержен во тьму кромешную. Рассечение полма, на две половины негодного ленивого раба есть не что иное, как отъятие, действием окончательного суда Господня, дара Святого Духа, Которым запечатлён христианин. Отьятие это свершится на Страшном Божьем суде, когда человек окончательно расстанется с дарованной ему милостью, будет отчужден от благодати, потеряет всё человеческое, а прежде Божие, что в нём присутствует и, таким образом, пожнёт то, к чему стремился – звероподобие, демоноподобие, совершенное отчуждение от Христа.

Конечно, Господь нам этого не желает. Поэтому и в Евангелии помещена эта притча, призывающая каждого христианина понять, кто он и что он, к какому делу приставлен. Речь идёт о том, что мы никогда не должны выходить вот за эти пределы оплота, изгороди, нам дарованной, то есть не уподобляться Еве, не покидать рая, не попирать совесть свою, всегда стремиться через покаяние к нравственному духовному развитию и совершенствованию. Должны почаще забираться на этот столп, эту башню – то есть слово Священного Писания прилагать к своей жизни, руководствоваться всецело Божиим откровением, запечатленным в слове Божием, соделать это откровение для себя маяком, ориентиром. И собирать виноград в точило – то есть умом заглядывать в глубины сердца и там содействовать Божественной благодати, призывая с благоговением, покаянием, сознанием своего недостоинства имя Христово, каясь, благодаря, испрашивая милости, так чтобы виноградный сок  превращался в вино, то есть Божия благодать умножала свое действие, переквашивая, пересозидая наше естество.

И, конечно, не нам быть борцами с Сыном Божиим – не должно распинать в себе Христа гордыней, злобой, нечистотой, но принимать подобает всех посланцев Божиих – то есть быть внимательными к внушениям совести, не изгонять из виноградника этих слуг великого Царя, но оказывать им подобающую честь. И должно, наконец, почитать Сына Божьего – в глубинах своего сердца поклоняться Спасителю, Который духом нам соприсутствует, таким образом наследовать участь не рабов неблагодарных, не злых и ленивых, но благосмыслящих усердных тружеников, нимало о себе не думающих, но чающих услышать в тот час, который решит нашу участь, слово Владыки Христа: «Раб благой и верный, в малом ты был верен – занимался тем, что тебе поручено, в башне сидел, ограду не преступал, в точиле виноград давил, то есть добрые качества и таланты, данные тебе природой, заквашивал Божественной благодатью, покаянием, смирением и молитвой – вниди в радость Господа своего».

Золотой кодекс из Эхтернаха: притча о злых виноградарях.
Притча о злых виноградарях (золотой кодекс из Эхтернаха)
декоративная горизонтальная черта
Проповедь