Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

На воскресное Евангелие

Проповедь на четвёртое воскресное евангельское чтение, о косности и окаменении сердец учеников, не поверивших словам о Воскресении Господа. И мы, увы, недалеко ушли от состояния духовной глухоты.

00:13:23
На воскресное Евангелие
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Среди святых, которых мы чествуем в воскресный день, именуются и преподобномученики Ослябя и Пересвет, наши легендарные богатыри, иноки, за послушание преподобному Сергию принявшие участие в битве на Куликовом поле и предопределившие своей славной смертью исход этого главного для Святой Руси события в XIV столетии. Замечательно, что в столице, в Старом Симонове, горят неугасимые лампады на гробницах святых Осляби и Пересвета. И если к кому относятся замечательные слова русского поэта «отеческие гробы» и «родные пепелища», то, конечно, первым делом, к этим надгробным памятникам.

Чествуем ещё и святых Алтайского края и Казахстанской земли. Сегодня многие политические образования носят новые имена, сообразно новым реалиям, но вот в царской России эта земля именовалась Казак-станом – то есть местом, где селились русские казаки. А митрополит Иосиф Алма-Атинский, замечательный исповедник веры, о котором написана достойная внимания книга «Свет радости в мире печали», называл Казахстан «русским антиминсом», потому что именно там, в землях целины, в степях лежат сотни и тысячи исповедников веры. И некоторые наши сестры, если мне память не изменяет, отбывали ссылку в далёком Казахстане.

В заключение вспомним кратко содержание воскресного Евангелия1. Святые мироносицы недоумевают, где бы могло обретаться тело Учителя. И это после того, как камень, закрывавший вход в пещеру, к их изумлению, оказался отвален. Явившиеся в образе юношей Ангелы напоминают мироносицам слова Господа Иисуса Христа, неоднократно вкладываемые в уши последователей Спасителя ещё во дни Его земной жизни, что надлежало Сыну Человеческому быть отвержену старейшинами Израиля, преданному в руки человек грешных, быть распяту и воскреснуть в третий день.

И вот эти слова, кажется, столь значительные и поражающие в самое сердце тех, кто следовал за Христом, оказались напрочь забыты, как будто стёрты из памяти и учениц, и учеников. Последние в ответ на радостное благовестие мироносиц о восстании Христа из Гроба пожимали плечами, с недоверием смотрели на мироносиц, озирались друг на друга, потому что эти всерадостные слова, исполненные Божественной силы, были восприняты учениками как ложь, нечто вздорное, что надлежит отринуть тотчас после слушания. И, наконец, Пётр, таки поспешивший ко Гробу и увидевший непонятное для него: сложенную плащаницу и отдельно головной плат, отходит, в себе дивяся бывшему,1 опять-таки недоумевает, озадачиваясь, гадая, но не воспоминая свидетельства Христа о Воскресении.

Всё это, вместе взятое, нам показывает и доказывает, в каком глубоком падении находится человеческий род после преступления Адама, в каком тяжёлом омрачении пребывают умы и сердца людей, не возрожденных благодатью Святого Духа. И, конечно же, если участники евангельской истории чрез малое время были награждены и видением Воскресшего, и собеседованием с Ним, и ещё чрез несколько недель восприятием, в меру их полной готовности, полноты даров Духа Святого, то мы – увы! – имея этот дар, недалеко ушли от состояния учеников до их просвещения.

Мы помним, как евангелисты замечают: сердце их было окаменевшим. Сам Христос укоряет Своих последователей в косности сердца, в некоей глухоте духовной. И всё это необходимо принять к сведению, потому что оказывается, что наши суждения о вере, наши представления о пути спасения, наши воззрения на самих себя и на собственное духовное состояние могут быть весьма и весьма далеки от истинного положения дел. И оказывается, что нужны особенные усилия, чтобы воспомянуть и сложить в сердце, как в сокровищнице, слова Господа Иисуса Христа о Нем Самом, о нас самих, о пути спасения, слова, которые как сребро, седмерицею очищенное, пронизаны просвещающей нас благодатью Святого Духа.

Итак, размышляя о том, насколько мы ограничены и несовершенны в восприятии вещей, а особенно предметов духовных, насколько нам нелегко познавать самих себя, примем рекомендации святых апостолов, которые дружно заповедуют нам устами апостола Павла препоясать чресла ума нашего истиной2. Чресла ума – это внимание ума, которое может быть рассредоточенным, а может быть целенаправленным. А истина – это Сам Господь Иисус Христос и Его святое имя.

Аз есмь истина3, – говорит Иисус Христос. Всякий человек, который хочет познать себя и поставить себе правильный диагноз, да не гнушается, не брезгует выполнить эту рекомендацию и, отринув помыслы и домыслы, которые бесконечно кружатся в нашем сознании и кружат нашу главу, пусть с терпением, вниманием, как учит нас Мать Церковь, с сердечным сокрушением постарается призывать истину – Господа Иисуса Христа. Тем паче Писание нам обещает: всякий, кто будет призывать имя Господа Иисуса Христа – с постоянством, верой, покаянием и вниманием – спасется4, то есть воспримет спасающую его благодать.

Ещё царь Давид говорил в одном из псалмов, что блажен муж, глаголяй истину в сердцы своем5. Мало внимания ума, нужно ещё и трезвиться – то есть с помощью Господа Иисуса Христа, призываемого нами с посильным вниманием, ещё отражать от сердца неприязненные чувства, первейшие из которых гордость, нечистота и гнев. Глаголати истину в сердце своем – это высокая мера молитвы и внимательной, и одушевленной сочувствием сердца.

Наконец, святой Павел и святой апостол Иоанн Богослов говорят о том, что для них, как Христовых пастырей, самая великая радость – видеть детей своих, ходящих во истине. Речь идёт о том, чтобы полностью облечься в Господа Иисуса Христа и умом, и сердцем, и волею, и в мыслях, и в словах, и в действиях, и в намерениях, и в образе мысли, и в образе жизни поставить Господа Иисуса Христа пред собою, а лучше сказать, предстоять Господу Иисусу Христу, посвящая Ему совершенно себя и духом, и душой, и телом. Этому и учит нас Мать Церковь. И каждый из нас знает, что, чем успешнее он старается выполнить эту спасительную задачу, тем более просвещается духом, тем более познает самого себя, тем более ему открывается духовный мир в Воскресшем Господе Иисусе Христе. Аминь.


1 Лк. 24, 1 – 12.
2 См.: Еф. 6, 14.
3 См.: Ин. 14, 6.
4 См.: Рим. 10, 13.
5 Пс. 14, 2.
Икона жен-мироносиц у Гроба Господня, вторая половина XVI века.
Жены-мироносицы у Гроба Господня
декоративная горизонтальная черта
Проповедь