Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Не останется здесь камня на камне...»

Христианин должен обращать внимание не столько на окружающий его мир и поражаться его величию, сколько внимать душе своей и заботиться о её нравственном состоянии, потому что подлинная катастрофа – это не атомная катастрофа и не извержения вулканов, но это падение человеческой души, её отторжение от Господа, пленение злом человеческого сердца.

00:13:27
«Не останется здесь камня на камне...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с принятием Святых Христовых Таин! Сегодня, в субботний день, под сводами храма звучали величественные пророчества Спасителя. На Елеонской горе, где Христос проводил немало времени со Своими ближайшими учениками и открывал им тайны Царствия Божия, вопросили Его будущие апостолы: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24, 3). «Каков признак Твоего пришествия, то есть восстановления Тобою царства Мессии?» – иудеи представляли это себе в образе политического господства Израиля над всеми народами.

Со склона Елеонской горы, где сидел Спаситель, открывался замечательный вид на Иерусалим, с блистающим в лучах солнца куполом храма, покрытым золотом. Это было завораживающее зрелище. И жители Иерусалима, иудеи, гордились тем, что у них есть такой удивительный храм, хотя он и уступал по размерам храму, разрушенному Навуходоносором во время нашествия на Палестину; тем не менее, этот второй храм тоже поражал воображение.

И Спаситель, отвечая на вопросы учеников о кончине мира, сказал: «Не останется здесь камня на камне» (Мф. 24, 2). И слышать это было удивительно, потому что часто и мы, бродя по улицам города, созерцая величественные здания, думаем, что эти здания из стекла и металла переживут нас и являются символом могущества, непреложности вещей, земной славы.

А вот Бог созерцал всё иначе: «Не останется здесь камня на камне». И действительно, ещё в глубокой античной древности было изречено мудрецом: «Всё течет, всё меняется». И место, на котором мы сейчас стоим, исчезнет. А самым нерушимым и прочным из всего созданного Творцом является наша бессмертная душа. Мы точно останемся и некогда предстанем пред Воскресшим Спасителем в день Его Страшного суда, а земля и всё, что на ней, будет обновлена очистительным огнём.

И, таким образом, христианин должен обращать внимание не столько на окружающий его мир и поражаться его величию, сколько внимать душе своей и заботиться о её нравственном состоянии, потому что подлинная катастрофа – это не атомная катастрофа и не извержения вулканов, но это падение человеческой души, её отторжение от Господа, пленение злом человеческого сердца.

И нас Спаситель собирает в лоне Церкви, собирает под сводами храма именно для того, чтобы мы были готовы на всякий день и на всякий час предстать пред Его величеством, были готовы к Суду Господню, были готовы к собственному исходу, о котором сказано: «В чем застану, в том и буду судить вас»1. Апостол Павел, обращаясь к христианам первого поколения, говорил о том, что полнота любви Божией заключается не в чём ином, как в том, чтобы мы предстали пред лицем Воскресшего Спасителя в непорочности духа, души и тела – обновлённые, очищенные и освящённые Божественной благодатью, которая врачует наши душевные и телесные раны и украшает, очищает, возрождает нашу природу, наше естество в таинствах Матери Церкви.

Вот почему христианин не должен страдать близорукостью, не должен погружаться исключительно в общественные, политические, бытовые темы, но должен, как горный орёл, летать высоко и видеть далеко. Нам кажется это перспективой далёкой, а у Бога на ладони наша будущность. Жизнь – это «миг между прошлым и будущим», но держаться мы должны за Воскресшего Спасителя, Который создал нас с единственной целью: чтобы Ему, Богу Живому, почивать в человеческих сердцах, чтобы мы знали Господа, дышали Им, молились Ему, чувствовали Его присутствие и уже здесь, на земле, дышали воздухом вечности, воспринимая от Господа Его благодатные дары, среди которых первые – смирение, чистота и милосердие. Ради этого мы сегодня и, каясь, причастились Святых Животворящих Христовых Таин, чтобы обрести крылья, хотя бы начатки этих крыльев, и отрастить их ко времени нашего исхода из земной жизни, с тем чтобы иметь способность, взмахивая этими крылами веры, молитвы и любви, подняться к Божьему Престолу. Вот такая нас ждёт перспектива, и она очень близка.

Эту перспективу нужно всегда иметь в фокусе своего внимания, чтобы не почитать себя здесь на земле каким-то несчастным раздавленным червячком, как, к сожалению, свойственно многим мужчинам, а ещё больше женщинам: «Ой, батюшка, я ищу здесь, на земле, твёрдое плечо. Хочу найти ту душу, которая будет возить меня в серебристом лимузине, а в воскресенье (уж простите, расскажу как есть) – в ресторан «Турандот». А иначе, без этого твёрдого плеча, жизнь не жизнь!» – такой вот ограниченный образ мышлений и чувств. Никто не запрещает искать это твёрдое плечо, но как жаль, что мы забываем: есть такое плечо, есть такие, по-славянски, рамена – плечи, на которые Он, Господь, взял погибшую овечку – человеческую природу, усвоенную Им в таинстве Боговоплощения, овечку, под которой каждый может разуметь и собственную душу.

Не будем забывать всё-таки, что есть у нас Защитник, есть у нас Спаситель, есть Солнце в нашей жизни. Это – Христос, Бог во Плоти, проливший за нас Свою Кровь, более того, соединяющийся с нами в таинстве Причащения, делающий нас сильными, светлыми, чистыми, радостными, счастливыми. Ему слава подобает со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.


1 Аграфа – изречение Господа Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Приведенные слова встречаются у святого мученика Иустина Философа († между 156 и 166), в «Разговоре с Трифоном иудеем».
На фото: Разрушенный Иерусалимский храм.
Разрушенный Иерусалимский храм
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные