Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Не судите, да не судимы будете»

Умён лишь тот человек, кто сознаёт, в каком неоплатном долгу находится он у Господа Бога своего. Блажен лишь только тот, кто чувствует на себе взор Верховного Судии и понимает, в какой зависимости он от Него находится. Ибо все мы перегружены согрешениями, главное из которых – забвение Господа Бога, отвращение от Него нашего умственного взора, жизнь, проводимая на стране далече, чуждая прославления Его святого имени.

00:18:01
«Не судите, да не судимы будете»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Поздравляем вас с днём воскресным и завершением праздника Успения Пречистой Богородицы. По окончании Божественной литургии мы с вами свершим ещё раз тропарь, кондак, величание праздника и крестный ход и затем пройдём под изображением Пречистой, положенной во гробе, с молитвой о Её покрове и ходатайстве за нас, грешных, и всех наших сродников пред Божьим Престолом. Успение Богородицы на Руси называют осенней Пасхой, как будто бы обновляющей новое течение года.

Приступая к Святой Чаше, всякий раз мы вникаем в смысл благовествования Божественного Евангелия с намерением в течение нескольких дней удержать то, что Господь вкладывает в наши уши и сердца – Его Божественное Слово. А ныне Господь обращает к нам притчу о немилосердном заимодавце. Под образом владыки Он имеет в виду самого Себя – нашего Творца, Спасителя и Судию, пред взором Которого все мы находимся даже тогда, когда спим и сознание ускользает от нас.

И умён лишь тот человек, кто сознаёт, в каком неоплатном долгу находится он у Господа Бога своего. Блажен лишь только тот, кто чувствует на себе взор Верховного Судии и понимает, в какой зависимости он от Него находится. Ибо все мы перегружены согрешениями, главное из которых – забвение Господа Бога, отвращение от Него нашего умственного взора, жизнь, проводимая на стране далече, чуждая прославления Его святого имени. А уже все прочие грехи, самые отвратительные и тяжкие, являются необходимым следствием того, что мы повернулись спиной к свету истинному, к жизни нескончаемой, к любви бесконечной, источником которых является Господь.

Итак, блажен тот, кто, внимая этой притче, чувствуя себя неоплатным должником, повергнется ниц пред Страшным Судией и скажет: «Потерпи на мне, не отдавай меня истязателям, не заключи меня в темницу, откуда нет исхода, но всё прости и помилуй. А я воздам Тебе всегдашним соработничеством, всегдашним пребыванием пред лицем Твоим». И в Таинствах Покаяния и Причащения Господь хочет нам даровать именно эту великую милость – всё нам отпустить, всё нам простить, не помянуть нам многих и тяжких, и бесконечно, кажется, повторяющихся согрешений, выпустить нас, измученных сердцем, на свободу, хочет возвестить нам лето Свое благоприятное, нас, нищих, обогатить, искалеченных – исцелить, мёртвых –воскресить, ввести нас, находящихся в потоке земной жизни, уже здесь и сейчас в блаженную вечность. И мы это непременно получим, если веруем, каемся и приобщаемся с доверием, любовью и надеждой на обретение этой бесконечной милости, превышающей всякое наше постижение.

Но как незавидна и даже страшна участь человека облагодетельствованного, помилованного, прощённого, очищенного, освящённого, облагодатствованного, который, получив больше, чем он просит и на что надеется, выходя из храма, места богообщения, начинает немилосердным образом трясти, душить и взимать со своих жалких должников те гроши, которые они ему должны.

Речь не идёт о денежных отношениях, речь идёт о нашей ужасной и погибельной привычке мысленно судить, осуждать и пригвождать к позорному столбу окружающих людей – ближних и дальних. Именно это, внушаемое диаволом внутреннее действие, на который мы даём согласие, восприняв уничижительные помыслы о людях и их раздувая, умножая и переводя от мыслей в слово, – именно это и является тем ужасным поступком, который показан сегодня в притче.

Товарищи того должника, из которого хотел вынуть душу облагодетельствованный владыкой, очень опечалились и тотчас донесли верховному судии, что творит выпущенный из темницы. Разгневался владыка и взыскал с прежде помилованного все долги, которые было отпустил ему. И тот оказался в темнице, из которой выхода, кажется, уже не будет для ожесточившегося, гордого, немилостивого, вот этого осуждающего осужденника.

Тот, кто потрудится донести эту притчу до ума и сердца, причастившись Святых Христовых Таин, исполнится какого-то страха, боязни: «Не дай мне, Господи, даже мыслью коснуться правого и виноватого, симпатичного и не очень, любимого и нелюбимого! Господи, лучше я буду всех обходить стороной и их вверю Твоей бесконечной милости. Не дай мне, Господи, вкусить от этого запретного древа и мыслью залезть кому-то в душу, кого-то осудить, пересудить, засудить, уничижить, к кому-то испытать произвольно неприязнь, на кого-то прогневаться, на кого-то обидеться».

Потому что если по нашей глупости, гордости, по нашему бессердечию, удостоившись милости и вечной жизни, освобождения от демонского насильства, мы опять примемся за своё, едва лишь отойдём от Чаши, нас может постигнуть по справедливости и правде Божией нечто, с чем мы не справимся, потому что грех осуждения является грехом совершенно произвольным, не обусловленным ничем, кроме нашей собственной испорченности.

Соответственно, приобщаясь Святых Таин Христовых, зададим себе вопрос: «А как мне мыслить, чувствовать себя, что я должна и должен ощущать, каково должно быть моё устроение, чтобы не постигли меня эти ужасные последствия, которые добровольно выбирают люди с жестоким сердцем и раздвоенным языком?» Вот на этот вопрос в завершение мы с вами и ответим. Что должен чувствовать, ощущать, мыслить причастник Святых Христовых Таин, чтобы не постигло его то худшее и ужасное, чего Бог нам не желает и что, повторяю, является уделом неблагодарного, немилостивого, упрямого в своём желании судить людей человека? 

Итак, приобщившись Святых Христовых Таин, помолимся о том, чтобы, во-первых, нам памятовать о великости Дара, ниспосланного Божьей милостью. Мы приобщаемся в прощение всех грехов и в их оставление, то есть нам даются силы, чтобы вновь не переступать «красную черту». Как бы ни насиловали нас вчера наши грехи, сегодня Бог дарует нам свободу.

Ради этого, ради этой свободы нужно памятовать: «Я приобщился Святых Таин! Господи, Ты во мне и я в Тебе. Я предстою Твоему Престолу развязанный, освобождённый от всех своих грехов и страстей». Человек, который памятлив, а не забывчив, чувствует иное расположение души, совершенно исполнен благодарности Создателю.

Действительно, если нам прощают наши долги, выпускают нас из тюрьмы просто по милости, то нам должно всегда сохранять и память о Благодетеле и изливать свою благодарность, в глубинах сердца славить Господа, возвращаться вновь и вновь к этому событию – очищению грехов, освящению в Причащении. И это труд, который показывает, что мы причастились неосужденно Святых Животворящих Таин.

Итак, память о милости Божией, внутреннее побуждение благодарить Создателя, совершенно не обращая внимания на окружающих, и, конечно, чувство полной зависимости от Небесного Отца. Им мы движемся, Им мы существуем, без Него и пальцем пошевелить не можем. Мы Его неоплатные должники, но Он ничего с нас не спрашивает, лишь бы только мы предстояли Ему, Небесному Отцу, со страхом и трепетом, как слуга пред царем, как сын пред отцом, как воин пред военачальником, как Ангел пред Творцом. И сразу можно увидеть тех, кто причащается с таким расположением по их внутреннему преображению, по их сосредоточенности, по тому сокровенному таинству, что происходит в их душе в течение нескольких часов после того, как они отойдут от Святой Чаши.

Ну и последнее – это страх, страх Божий, который является начальником и основой премудрости. Тот, кто носит в себе Христа, кто знает, что в его сердце, как на престоле, почивает Царь царей и Господь господствующих, тот, кто чувствует на себе взор Воскресшего Спасителя, боится отвести в сторону свой взор, боится сосредоточить свой взор на чём-нибудь земном и особенно боится хотя бы мыслью коснуться кого-то из ближних. Как хорошо сказано в Псалтири: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104, 15). Все мы помазаны Божественной благодатью, и по Причащении Святых Таин нам ни в коем случае нельзя прикасаться друг ко другу мыслью, нельзя залезать в чужую душу, нельзя в ней хозяйничать, нельзя судить и рядить о человеке.

А что можно? А вот только скользить взором по нему, видеть образ Божий, кланяться ему, сочувствовать, молиться, радоваться взаимному общению, но ни в коем случае не разбирать и не судить чужих поступков и действий. Попросту говоря, жалеть и миловать человека, зная, что с ним и в нём пребывает Божественная благодать.

Тот, кто в себе вот этот страх кого-то осудить (не говорю, обидеть, нагрубить) имеет, тот, несомненно, носит в себе Божественную благодать, и она веселит его душу неизреченным образом и час спустя после Причащения, и вечером, и даже в ночи человек наслаждается полнотой общения с Воскресшим Спасителем. Вот об этом будемте сейчас размышлять, со страхом, трепетом и любовью приобщаясь Святых Христовых Таин.

На изображении: Притча о немилосердном заимодавце.
Притча о немилосердном заимодавце
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные