Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Не судите, да не судимы будете»

С кем можно сравнить человека, привыкшего судить и рядить? Трудно даже подыскать земную аналогию. Слон, который вторгается в посудную лавку и топчет фарфоровые изделия. Или какой-то грабитель, разбойник, который при всём честном народе вламывается в чужую квартиру, душит хозяев, берёт всё, что плохо лежит. Или смерч, торнадо, оставляющий после себя хаос опустошения.

00:18:49
«Не судите, да не судимы будете»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Вновь благодатию Божией мы, свершая Божественную литургию, самое великое дело на земле, готовимся приступить к Святой Чаше, приобщиться Святых Животворящих Христовых Таин. И, если вдуматься, то мир был сотворён всемогущим и всеблаженным Богом именно для того, чтобы сегодня это свершилось. Если вдуматься, то каждый из нас родился на этой земле именно для того, чтобы сегодня, милостию Божией, воспользоваться таинством искупления, свершённым Господом Иисусом Христом, и вкусить Его Пречистого Тела и Крови во исцеление души и тела, во оставление всех наших согрешений и стяжание вечной жизни, которая есть единение с Воскресшим Спасителем в лоне Матери Церкви.

Всё это должно принять во внимание для того чтобы, приобщившись Святых Христовых Таин, не забыть об этом Таинстве Божественной любви, как случилось с некоторыми из нас на прошлой неделе, но сохранить в сердце благодарение, славословие Творца, с тем чтобы полнота полученных Даров была нами умножена действием Божественной благодати и нашим молитвенным содействием.

В эти дни после праздника Святой Троицы Церковь назидает нас словами евангелиста Матфея, и мы вновь слышали заповеди Господа Иисуса Христа из так называемой Нагорной проповеди — заповеди, которые составляют сердцевину учения Спасителя, а значит, должны всегда быть в нашей памяти, служить непосредственным руководством к нашей внутренней и внешней жизни. Что же мы сегодня слышали? Слова, которые у всех на слуху, но не у всех в сердце: «Не судите, да не судимы будете»1. Нет человека, кроме потерявшего разум, который бы не боялся Страшного Суда. А уж из нас, церковных людей, то есть согретых благодатным дыханием Матери Церкви, точно нет ни одного, кто время от времени бы, доверительно делясь с ближними, не говорил: «Помолитесь обо мне, грешной, ведь умирать придётся. Хоть бы где-то с краешку примоститься, но в Царствии Небесном. Рада бы в рай, да грехи не пускают». И прочее, и прочее…

Сегодня Господь предлагает нам вседейственный, всеисцеляющий рецепт: хотите не бояться Страшного Суда, диавола, огненной реки, тартара (то есть вечного мрака), мук, геенского огня, червя неусыпающего, скрежета зубовного и всего прочего, — не судите вот этих, рядом с вами находящихся и в отдалении от вас, людей. И всё будет хорошо. Вот легко так кивнуть: «Да, батюшка». А по записочке судя — все плохие.

«Не судите, да не судимы будете». С кем можно сравнить человека, привыкшего судить и рядить? Трудно даже подыскать земную аналогию. Слон, который вторгается в посудную лавку и топчет фарфоровые изделия. Или какой-то грабитель, разбойник, который при всём честном народе вламывается в чужую квартиру, душит хозяев, берёт всё что плохо лежит. Или смерч, торнадо, оставляющий после себя хаос опустошения.

Судящий похож на падшего духа, Люцифера, который разрушает всё, что Бог создал. Красоту превращает в безобразие, любовь — в ненависть, мир — в войну; и речь идёт не о том, кто печатает клеветнические пасквили, а кто внутри себя тайно судит ближних. И сравнения, которые мы с вами привели, ещё бледные и малые. Почему? — Потому что Бог, создавший этот мир, создавший человека, введший его в рай и воплотившийся в последние времена, Господь Иисус Христос, пришёл не судить этот мир, а спасти его, «пришел взыскать и спасти погибшее»2, «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит»3. А кто это, надломленная трость? Это женщины наши, а лён курящийся — это мужчины наши. И действительно, взглянешь со стороны на самого себя и признаешься: одна хвороба, одна немощь, одно безобразие, помыслы, чувства такие, что лучше и не заглядывать постороннему взгляду, взору.

Так что нам нужно для спасения? Бережно и деликатно обходить стороной окружающих нас людей, совершенно отказаться от всякого, столь привычного, к сожалению, наглого, дерзкого, циничного, злобного, сатанинского обычая — навешивать ярлыки. Взять подобие хотя бы с какого-то национального парка: вот секвойя тысячелетняя, вот дуб у Лукоморья в пушкинских местах заборчиком обнесён: не трогайте, листочки не срывайте. Или в музей мы заходим, написано: «Please, do not touch» — «Не трогайте, пожалуйста». И мы действительно ходим по этим комнатам в шерстяных тапочках, завязанных сзади на ленточку, смотрим, благоговеем, надписи читаем и, как нам привычно, ничего не щупаем, не нюхаем и бережно относимся к этому антиквариату и музейным экспонатам.

Вот именно так, ну только в троекратной степени культурный человек, живущий по Евангелию, должен общаться с ближними и дальними. Об этом говорит преподобный Амвросий: «Никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

— Вам нужно вперёд? Проходите, пожалуйста, дай Вам Бог здоровья!

Действительно, нелегко исполнить эту заповедь, потому что народ ничто так не любит, как заниматься погублением собственной души, набиранием этих смертных грехов. Это называется «приятной светской беседой». Встретились люди, ну о чём ещё им говорить? И начинают сначала перемывать, потом переламывать кости, а потом и пожирать мясо ближних.

Спаситель врачует эту скверную и погибельную привычку Своим ясным Божественным словом: «Не судите». Преподобный Амвросий, уже упомянутый, говорит о том, что целомудрие заключается не в чём ином, как в том, чтобы не допускать никаких помыслов об окружающих людях. Прошёл он, — и всё, скатертью дорожка, попутного ветра, всем мое почтение.

«Не судите, да не судимы будете». И вслед за этим идут ещё иные слова: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями»4. Некоторый контраст с предыдущим словом «Не судите, да не судимы будете». Иные простецы даже говорят: «Как это Спаситель так обзывает людей — свиньями, псами?» Спаситель пришёл не губить, а спасать человеческие души. Это язык притчи. Читайте басни Крылова — там у него сплошные лисы, птицы, свиньи, ослы. Может быть, если вдуматься в глубокий смысл этого притчевого евангельского языка, то, наверное, всего уместнее назвать псами и свиньями демонов, которые не спят и постоянно пытаются вторгнуться в пространство нашей души в виде помыслов, мыслей, образов, мечтательных картин и дурных ощущений. Свиньи — нечистые животные. Это, может быть, блудные образы и соответствующие ощущения. Псы — тоже нечистоплотные животные, но при этом очень злые: помыслы осуждения, неприязни.

Мы сейчас причастимся Святых Христовых Таин, воспримем Святыню. Святыню принимают не в желудок, а в сердце. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». И действительно, причастник должен ходить как хрустальный, смотреть на всё чисто и светло, и уж, конечно, не осквернять свой рот осуждением, но источать из себя Божественную любовь, снисхождение, милосердие, чтобы Святыня процвела в нас, как сказано о благоговейном ученике Христовом: «На нем же процветет святыня Моя»5.

Но всё сказанное, хотя и очень просто и ясно, но трудноисполнимо, настолько наша падшая природа обвыкла идти на поводу у греха. Поэтому Господь заключает Своё слово словами: «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»6. Молитесь, и будет услышано и исполнено. Всякому стучащему отворяет, просящему дарует, молящегося услышит Господь. Это значит, что христианин, желая исполнить эту заповедь: «Не судите», должен постоянно быть устремлён к Источнику Божественного света и любви, и правды — ко Христу Спасителю. То есть, причастившись Святых Христовых Таин, превратиться, как мы сегодня пели на Божественной литургии, в многоочитых Херувимов, исполненных очей спереди и сзади и даже внутри самих себя, с тем чтобы внимать Единому Богу, с Ним находясь в общении, Его славословить. Ну а для ближних — одни улыбки.

Будем готовиться к Причащению Святых Таин. Завтра День всех святых, в земле Русской просиявших.


1 Мф. 7, 1.
2 Лк. 19, 10.
3 Мф. 19, 10.
4 Мф. 7, 6.
5 Пс. 131, 18.
6 Мф. 7, 7.
Картина
Осуждение
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные