Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Пустите детей...»

Проповедь на евангельское чтение о благословении детей. Ощущение полноты зависимости от Господа свойственно либо младенцам, либо умудренным благодатью Святого Духа подвижникам благочестия.

00:13:23
«Пустите детей...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с Божественной литургией, днём памяти обновления в Киеве древней церкви великомученика Победоносца Георгия, и святителя Иннокентия Иркутского, весьма чтимого и в наши дни епископа, нетленные мощи которого почивают в Иркутске. Сегодня вечером в четыре часа праздничные вечерня и утреня под праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и ночная Божественная литургия.

Дневное евангельское чтение повествовало о том, как часто ученики, ещё несовершенные, ещё не просветлённые действием благодати, не принявшие в полноте благодать Святого Духа, как часто они не понимали своего Учителя, не понимали, какого духа они ученики. И это выразилось в нелепом их поступке, совершенно противоречащем духу Господа Иисуса Христа, Его обыкновениям, Его совершенной любви. Родители подносили малых детей ко Господу, чтобы Он коснулся их, а ученики из ложной ревности запрещали. Они не видели в детях то, что видел наш Господь. Они смотрели на этих родителей с плачущими детьми как на помеху для отдыха Учителя, Которому некогда было и хлеба вкусить. «Не подходите, в следующий раз, зачем это всё, и без вас тут суеты хватает», – с напускной строгостью на лице приближенные ко Христу будущие апостолы преграждали путь родителям, взирая поверх головок этих чистых и непорочных созданий.

Конечно же, Спаситель тотчас призвал Своих учеников и со строгостью, впрочем, без раздражения, которого Он не имел, выговорил апостолам за их ложную услугу, обличив и обнажив их ложное устроение. «Не запрещайте детям приходить ко Мне». Ведь Спаситель самих апостолов называл детьми. «Ибо таковых, как они, – Христос Спаситель перевёл взор на чистые лица детей, – таким-то принадлежит Царство Небесное». Такие, как эти дети – незлобивые, чуждые всякой обиды, самолюбия, гордостного самоутверждения, подозрительности, недоброжелательства, мнительности, – таковых-то есть Царство Небесное. Оно раскрывается в сердцах людей, которые подобны этим детям, как цветок естественно раскрывает свои лепестки при появлении солнечного света.

«Кто же может спастись?» – вскликнули огорчённые апостолы, обманувшиеся в своих, казалось бы, лучших намерениях. Они хотели как лучше, как правильнее, действуя искренно, по внутреннему побуждению. «Невозможное для людей возможно Богу» – ответствовал Спаситель. И всякий, кто ради Царствия Небесного оставит всё земное, предпочтет самым близким и дорогим ему людям и сродникам это Царство, то есть сокровенное сопребывание с Ним, Господом Иисусом Христом в тайниках своей души, таковый уже в этой жизни обретёт то, чего не чаял, обретёт для себя счастье, блаженство, спасение, осуществит для себя предел всего, о чём только может мечтать человеческое сердце.

Эти слова, конечно, не разлучают мать и грудное дитя, мужа и жену, соединённых обетами взаимной любви, сына и его престарелых родителей, как может показаться на первый взгляд. Но эти слова говорят о том, что христианин, прилепившийся умом и сердцем ко Христу, носит в глубинах своего сердца нечто сокровенное, куда не проникает ревностный, ревнивый, притязательный взор ближайших родственников. Христианину должна быть присуща некая тайна единения с Господом Иисусом Христом, нося которую в себе, он будет с радостью нести свой земной крест, служа своим ближним, коль скоро они находятся в зависимости от него.

«Не запрещайте детям приходить ко Мне» – эти слова побуждают нас подмечать красоту человеческих, неиспорченных грехом, душ, которых не коснулось тление. И эти же слова показывают нам направление, по которому нам должно идти, к чему стремиться – стремиться к обретению детского по смирению, любви, очищению и освящению сердца. Не к знанию и исполнению внешней буквы закона, не к правильности слов, поступков и действий, не к форме, но к единению с Господом Иисусом Христом, Который всегда предпочитал тем, кто мнит себя правильными, юродивых, неудачников, явно презираемых людей, грешников, коль скоро они, опустившись в глубину своих сердец, отринув грех, сердечно каялись и, презирая все условности, стремились к Иисусу Христу, как малые дети тянутся к своим родителям.

Таковыми были угодники Божии, в которых благодать сияла видимо и зримо. Часто эти угодники скрывались от человеческого общества, где ценились совершенно иные вещи. Таковым был преподобный Макарий Великий, который несколько десятилетий не видел лица человеческого, живя в отдалённых регионах египетской пустыни. Однажды, уже будучи исполнен Божественной благодати, встретившись со светским философом и услышав вопросы, которые тот задаёт ему о Божестве, святой Макарий вместо того, чтобы ниспровергнуть хитросплетения и софизмы, заданные от гордости умачеловеком, гордившимся только рассудком, сказал ему: ты своими вопросами хочешь похитить у меня детство во Христе, которое я стремился обрести в течение сорока лет безмолвия.

И над этим обличением стоит подумать. Потому что, действительно, не в умных речах, не в выверенных действиях, но в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа, в потаённом, сокрытом в сердце человеке, Духом Святым движимом, и заключается тайна общения с Иисусом Христом, тайна усыновления Спасителю, тайна, явленная в неосуждении, смирении, жалении, сочувствии, любви, непрестанной внутренней молитве, благодарении, ощущении полноты зависимости от Господа, что свойственно либо младенцам, либо умудренным благодатью Святого Духа подвижникам благочестия.

Икона: Господь Иисус Христос с детьми.
Господь Иисус Христос с детьми
декоративная горизонтальная черта
Проповедь