Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Слово на притчу о блудном сыне

Проповедь на притчу о блудном сыне – о глубоком покаянии и страшном состоянии мнимой праведности. Что значит «прийти в себя»?

00:09:26
Слово на притчу о блудном сыне
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с воскресным днем, с продолжающимся праздником Сретения Господня, днём святых Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Поздравляем именинниц с днём Ангела.

Наступающая седмица предполагает соблюдение поста в среду и пятницу, почему и именуется пёстрой. И пронизана она вся великим смыслом притчи о блудном сыне, в судьбе которого, конечно же, начертана линия земной жизни каждого из нас. Ибо каждому из нас и можно, и должно здесь, на земле, возвратиться в Отчий дом, переосмыслением, покаянием в собственных грехах примириться с правдой Небесного Отца. Каждому из нас должно встретить, при условии полного смирения и веры, полноту любви Небесного Родителя, Который не спускает с нас очей и всегда ожидает, чтобы мы сами захотели выйти из рабства и пленения страстям и помыслам и притекли в Его милующие объятия.

Приметим важные слова притчи о блудном сыне: придя в себя, тот вдруг вспомнил, что есть у него Отчий дом. «Прийти в себя» – значит от рассеянности переключиться на иной строй мысли, прийти к внимательному исследованию собственной души, умом чаще погружаться в глубины сердца. Именно там муж мудрый полагает восхождение свое, по слову псалмопевца Давида, именно там, в юдоли плача, сокрушения о своей немощи и греховности, христианин обретает путь, истину и жизнь, именно там обретает вход в Отечество, в Отчий дом.

Там, в глубинах сердца, и ждёт нас всевидящий, всемогущий и всеблагой Бог, Который силен избавить нас от наших врагов – гордости, похоти, злобы, дурных мыслей, мечтательности, низких чувств, и хочет украсить и обновить нашу природу – и душу, и тело, лучшей одеждою – Божественной благодатью, в зачатке нам дарованной в Крещении, желает возвратить нам перстень наследства, то есть ещё в этой жизни открыть нам вход в Царство Небесное, обуть нас в сапоги, то есть защитить нас от ядовитых змей и насекомых – бесовских соблазнов и приражений, которые ежедневно стараются проникнуть в нашу душу. А главное, приготовил «тельца упитанного», заклал его, то есть призывает нас к священному пиру, к бескровной жертве, вкушению Агнца. К теснейшему единению с Собой призывает нас Бог во Святой Евхаристии.

И сейчас мы с вами предстоим царским вратам и ждём заветного мига, когда они откроются и священнослужители внесут Чашу Жизни – вот он, телец закланный! – Христос во плоти, предлагающий нам священное брашно, пищу и питие – Свои Пречистые Плоть и Кровь, которые мы воспринимаем сердцем, с покаянием, верою и любовью, с сознанием своего недостоинства и вместе с тем надеждой на спасение, очищение и освящение.

Каждый из нас сегодня становится участником того, что изложено в притче и, не оборачиваясь назад, порывая узы и кандалы, и верёвки, которые отягощали сердце и сопрягали его с адом, мы вместе с блудным сыном просим: объятия Отча, Господи, потщись отверсти мне, блудно иждих мое житие. Нас ждёт великая радость богообщения! И, вкусив Святое Причащение, затворимся умом в чертогах нашего сердца, с тем чтобы до позднего вечера находиться в сознании той милости и щедрот, которые изливаются на нас в этом, непостижимом для ума, но ощутительном для сердца таинстве.

И в заключение нашего размышления вспомним о старшем сыне, который даже отказался войти в дом, где его брат, мертвый и оживший, пропавший и обретенный, сидел близ отца. Страшное состояние мнимого праведника, который смотрит на помилованного ближнего своего недоброжелательным, завистливым, корыстным, ненавистным взором. Да избавит нас Господь от этой участи! Потому что Христос пришел спасти и взыскать погибшее. И мы, по слову апостола Павла, должны уметь радоваться с радующимся, плакать с плачущими, меньше думать о себе, любимом, но раскрывать наше сердце, как учит стихира Пасхи: «Рцем, братие, и ненавидящих нас – и любящих – простим вся воскресением».

И таким образом, смиренным и братски любящим сердцем будем участвовать в пире веры, чтобы все окружающими нас люди были для нас родными и близкими. Ибо Христос всех нас призывает в Свою любовь, всех нас именует Своими детьми: и праведников, и не праведников,  пришедших и в первый час, и в единонадесятый час. Именно это братское чувство примирения и принятия всех без остатка говорит о том, что мы Христовы, Божии. Позаботимся об этом, чтобы нам, приобщившись Святых Христовых Таин, не идти дорогой Иуды, который ушёл в ночь, оставшись совершенно один, добровольно отчуждившись от своей братии.

Поздравляем всех вас ещё раз с воскресным днем, праздником Сретения! Будем неспешно готовиться к Великому посту, чая о грядущем воскресенье – Неделе о Страшном суде, и затем ещё через неделю Прощеного воскресенья. Храни Господь и Матерь Божия.

Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные