Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Как готовиться к Страшному суду Божию?

Сегодняшнее евангельское чтение устремляет наш взор ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа, Его Страшному суду, на который предстанет все человечество вне зависимости от убеждений и богоугождения. Как готовиться к этому всемирному испытанию, которое определит вечную участь каждого человека? Находясь в потоке земных дел, мы призваны вспоминать шесть дел евангельского милосердия, которые суть овеществленная любовь, живое свидетельство нашей веры.

00:13:37
Как готовиться к Страшному суду Божию?
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, устремляет наш взор ко Второму пришествию Господа и Спасителя и Его Страшному суду, на который предстанет всё человечество, независимо от умонастроения, убеждений, богоугождения. Весь род наш – и верные, и неверные, и сыны Царствия, и сыны противления, и сосуды спасения, и сосуды погибели, – все будут собраны во мгновение ока десницей Божией и поставлены пред лицом всемогущего и вездесущего Судии, Творца и Искупителя нашего, пред лицом Живого Бога, Который воссядет на Своём белом престоле, так что не найдётся места уже ни небу, ни земле. Но от четырёх ветров, как говорит святой Иоанн Богослов в Книге Откровения (см. Откр. 20, 11 –13), и бездны морские, и ад отдадут своих мертвецов, и воскрешены будут силой зиждительного Духа тела человеческие, и изъеденные рыбами, и сожжённые огнем, и обратившиеся в прах и персть, чтобы бессмертные человеческие души могли обитать в них.

Эта притча побуждает нас каждый день, смеживая глаза на суету этого мира, отревая соблазны, устремлять духовный взор на вечного Бога, очи Которого, по выражению древнего мудреца, стократ светлейшие солнца, испытуют сокровенные изгибы нашей души. Рано или поздно всё приведёт Господь Бог на Суд. И поступки, и деяния, и слова, и помышления, и чувства, и начинания, – всё будет обнажено пред всевидящим взором Творца. И сами мы обрящемся как будто нагие пред лицом нашего Судии.

Как готовиться к этому всемирному испытанию, которое определит вечную участь каждого человека? Находясь в потоке земной жизни, где всё течёт, всё изменяется, мы призваны ежедневно вспоминать шесть дел евангельского милосердия, которые суть овеществлённая любовь, живое свидетельство нашей веры и жизнь по вере. Ежедневно христианину хотя бы в малом чём-то нужно исполнить единую от этих шести заповедей Христовых: голодного напитать, алчущему дать воды, нагого одеть, странника ввести в дом, посетить болящего, навестить томящегося в темнице. Внутреннее требование нашей совести – свершать эти благие дела, потому что, служа ближнему, мы служим самим себе и, более того, служа братьям нашим меньшим, как говорит Господь, мы служим Ему, Господу Иисусу Христу.

Иные по духовной близорукости почитают Господа бесконечно удалённым от самих себя. Думают, что Господь пребывает в заоблачной выси, недостижим для грешного и ограниченного человека. Но это не так. В каждом и за каждым из нас, как бы ни был немощен, презрен, умален, беден, несчастен человек, стоит Сам Господь Иисус Христос. И то доброе, что мы делаем нашим ближним, он вменяет Самому Себе.

Следовательно, задачей христианина, покуда тот находится в земном подвиге, является усилие видеть Господа своего сегодняшним днём, ублажать и угождать Ему, отогревать и насыщать Его, так чтобы залог Христовой благодати возрастал в его душе всякий раз, когда он подносит чашу холодной воды, всякий раз, когда делится чем-то необходимым или даже избыточным с ближними.

Доброделание является внутренним требованием человеческой совести. Оно подобно хворосту, который подкладывает человек, дабы кострище не угасло. И вся цена доброделания, помимо непосредственного побуждения изливать любовь, заключается в том, чтобы последствием благого дела изменить наше сердечное состояние. Мы размениваем внешние добрые дела на Божественную благодать. Искра Святого Духа, сообщённая нам в таинстве Крещения, никогда не остаётся равной самой себе, но либо умаляется, либо возгорается. Человек милостивый и человеколюбивый, сострадательный, любящий добро, знает, как распространяется его душа, просветляется ум, умягчается сердце, как отходят от него худые неприязненные помыслы, умаляется гордыня, возрастает благодарение и снисходит сердечный мир, покой и радость за самомалейший подвиг, усилие, потуги умножить в этом мире деятельную любовь, утешить, укрепить, умастить сердце человеческое.  

И хотя не каждый день нам удаётся свершать вещественную милостыню, однако каждый день те же шесть дел евангельского милосердия, необходимые нам как воздух, как свет, как пища и питие, мы можем осуществлять духовно. Ибо когда в тайне сердца молимся за ближнего, тогда подносим ему чашу холодной воды. Когда не осуждаем его, но прощаем и снисходим к его немощам, как будто прикрываем его телесную наготу. Когда произносим слово правды, утешения, ободрения, тогда наклоняемся над болящим, и наше здоровье становится его собственностью. Когда просвещаем людей словом правды и любви, тогда странника вводим в дом и даём ему упокоение. Соответственно, в очах Божиих имеют бесконечную цену не только внешняя благотворительность и не столько дела милосердия, сколько самые наклонности, намерения, импульсы человеческой души. И если в глубинах нашей совести мы стараемся преуспевать в миловании ближних, тогда и всё внешнее, весь круг человеческой деятельности освящается и пронизывается благодатью Святого Духа.     

А для того, чтобы научиться евангельскому добру, дабы оно не осквернялось тщеславием, высокомерием, осуждением, иными ядовитыми примесями, необходимо христианину глубоко каяться в собственных несовершенствах и с верою и любовью приобщаться Святых Христовых Таин. Приемля Пречистые Тело и Кровь Господни, мы самого Христа посаждаем на престоле нашего сердца. И Царь Небесный и земной таинственно сопребывает с нами, просвещая наши мысли и чувства, душу и тело, Сам даёт нам повод, изыскивает средства для духовной и вещественной милостыни, делая человека источником, проводником Своей Божественной благодати.   

Мы вступаем с вами, дорогие братья и сестры, в Сырную седмицу, каждый день которой необходимо воспоминать об упомянутых сегодня делах евангельского милосердия. На Сырной седмице русские люди стараются проявлять гостеприимство, хлебосольство не ради веселья или скоморошества, но для того, чтобы использовать это время как повод всех простить и у всех обрести милость, умножить любовь, умягчиться, согреться душою, приблизившись таким образом к Прощёному воскресенью.

С вечера следующей субботы на воскресенье – воспоминание Адамова изгнания из рая. И мы, дети Адама, должны почтить наших праотцев, понимая, что путь в Царство Небесное указан нам в том Адамовом плаче, в той жертве, сердце сокрушенном и смиренном, которую Бог и не уничижит. И всех прихожан нашей обители приглашаем в следующее воскресенье вечером поучаствовать в чине взаимного прощения обид, дабы с чистой совестью, радостным, благодарным духом вступить в течение Великого поста.

Фреска: Страшный суд Божий.
Страшный суд Божий
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные