Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О встрече нашей души с Господом

Проповедь в Неделю о Закхее. Залезание Закхея на дерево выражает его детскую решимость, искренность, стремление быть готовым претерпеть насмешки и поношения ради встречи со Христом.

00:11:04
О встрече нашей души с Господом
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём и памятью великого монаха Палестины, преподобного Евфимия, а также готских мучеников Инны, Пинны и Риммы, которые были погребены в современном Крыму, в Тавриде, и являются покровителями этого полуострова. В советское время, когда святцами никто не пользовался и не знал житий, появилось много лиц женского пола, которым давали имена Инны и Риммы, хотя это имена святых мучеников. Поздравляем именинниц, носящих имена этих великих страдальцев за веру.

Наступает седмица, предваряющая сплошную седмицу о мытаре и фарисее. Обращаем ваше внимание, что в четверг свершается память блаженной Ксении Петербуржской. Накануне праздничное богослужение, будем поздравлять матушку игумению и всех, носящих имя святой Ксении, с днём Ангела.

И мы, готовясь к причащению Святых Христовых Таин, вспомним, как низкорослый мытарь Закхей, тот, кто собирал налоги с евреев в пользу Римского государства, человек, привыкший слушать осуждения и укоризны от соотечественников, может быть, не вполне чистый на руку, страдавший корыстолюбием, заслышав о приходе в его городок Иисуса Христа и многое, может быть, обдумав из своей жизни и проникшись великой верой в Него, Господа Иисуса, забыв свой статус и общественное положение, как мальчишка, взобрался на сикомору, смоковницу, с тем чтобы непременно увидеть Спасителя, Которого сопровождала огромная толпа. 

Каково же было изумление этого человека, когда Христос, устремив Свой всевидящий взор, назвал Закхея по имени и повелел ему скорее сойти с дерева, потому что Господь вознамерился быть у него дома! Окружавшие Христа фарисеи вслух выражали свой ропот и недовольство: почему к грешному мужу, человеку нечистому и презренному, Он, пророк из Назарета, входит в дом? Но Спаситель, по обычаю Своему, не внимая речам этих лицемеров, войдя под кров Закхея, возвестил спасение его дому, самого хозяина назвав сыном Авраама. 

Ибо Спаситель мира, «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10).  Вот эти слова Иисуса Христа относятся, без сомнения, к каждому из нас, потому что все мы овцы, вне веры во Христа погибшие, то есть заживо уловленные в сеть миродержца-диавола, не имеющие сил к бытию, не умеющие изработать своё спасение, если только Господь не прострёт нам, по нашей просьбе, Свою спасающую руку. Поэтому вдумаемся в это краткое евангельское повествование, по возможности, приложив его к самим себе.

Взобраться на смоковницу – это значит забыть себя, забыть условности, перестать считаться с мнением окружающих, что они о нас думают, как они нас судят. Кто-то именует христианина фанатиком, кто-то больным, кто-то вертит указательным пальцем у виска, считая непонятным и неприличным вот так искать Господа Иисуса Христа, ходить в храм столь часто. Но мало ли что говорит этот безумный мир, мы-то знаем, Кого мы ищем, к Кому стремимся. И это восхождение, залезание на дерево, выражает какую-то детскую решимость, искренность. Презрев все условности, увидеть Христа во что бы то ни стало, хотя бы мы превратились по внешности в неразумных детей. Решимость, стремительность, любовь ко Господу, которая не считается с мнением окружающих.

Христос Спаситель, конечно, видит наши бессильные усилия и труды. И поверх ограниченности нашей и наших множественных ошибок тотчас устремляет Свой прекрасный лик на нас и именует нас, обращается к нам в глубинах нашего сердца: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). Дом наш – это наше сердце. И Христос Спаситель входит через таинство покаяния и причащения в жилище нерукотворенное, в клеть сердечную каждого из нас. Там Он хочет пребывать, как сказано: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).

Будем готовиться к тому, чтобы, причастившись Святых Христовых Таин, возблагодарить Господа за то, что Он таинственно снисходит в наше сердце и будет в нём обитать, сказав: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 9). Действительно, спасение не там где-то, за облаками, за гранью земного бытия, а в этой земной жизни. Спасение – это союз со Спасителем, когда Он сродняется с нами, обнимает нас, как Отец Небесный, а мы, как блудные дети, сами стремимся, хотя и недостойны, в Его объятия в таинстве Причащения.

Сын Божий пришёл взыскать и спасти погибших. Сочтём себя такими погибшими, ведь мы не имеем ни сил, ни достоинства, но лишь стремимся к Нему, Христу Искупителю. А Он, найдя эту овечку (нашу душу), израненную и похищенную волком-диаволом, Сам вырвет её из челюстей сатаны и сохранит нас в союзе с Собою.

Закхей, услышав эти слова, встал, то есть исполнился великой радости, благоговения, благодарения, и сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).  И мы лучшую часть души посвятим Господу Богу, а половину имения отдадим нищим – то есть будем служить окружающим нас, и прежде всего нашим сродникам, с любовью, терпением, смирением, благодарением, понимая, что, служа людям, мы приносим Самому Христу благоуханную жертву.

«Если кого чем обидел, воздам вчетверо». Мы действительно много преобидели и ум наш, заполняя его суетой, и сердце, отдав его в плен страстям, и волю, усвоив какие-то дурные привычки. И поэтому, восприняв Христа в святой Евхаристии, воздадим вчетверо тем, кого мы обидели: то есть постараемся умом не разлучаться с именем Иисуса Христа, сердцем своим будем молиться, сохраняя кротость, целомудрие, чистоту, мир – всё, чем благоугождается Бог. Волею своей будем исполнять заповеди Господни и этим услаждаться и восторгаться, потому что заповедь Господня светла, она просвещает наши очи.

И, таким образом, наше израненное естество, пленённое диаволом, отдадим совершенно Иисусу Христу, так чтобы и ум, и сердце, и душа, и тело, и каждая клеточка нашего организма, и фибры души, – всё было проникнуто любовью, благодарением и радостью о Воскресшем Христе.

Икона: Обращение Закхея.
Обращение Закхея
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные