Если спросить сегодня любого школьника или даже учителя, кто такие «мёртвые души» в знаменитой поэме Гоголя, почему они мёртвые, то едва ли кто ответит вразумительно. А между тем писатель дал ответ на этот вопрос в своей предсмертной записи, обращённой к нам, соотечественникам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...» Герои Гоголя без Бога живут, поэтому они и мёртвые.
«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мертвых душ”, — говорил Гоголь. — Это пока ещё тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах...»
Тайну свою Гоголь не унёс с собой в могилу. В силу законов художественного творчества автор не в состоянии утаить своего «душевного дела». Ибо, как говорил сам Гоголь, «поэзия есть чистая исповедь души». Ключ к тайне «Мертвых душ» — в самой поэме. По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь — образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.
В новом сочинении протоиерея Артемия Владимирова галерея бессмертных гоголевских типов представлена в виде поэтических размышлений о людских страстях и пороках, о возрождении человеческой души Божией благодатью. Эта маленькая книжица помогает понять не только героев Гоголя, но и нас самих.
В. А. Воропаев,
доктор филологических наук,
профессор МГУ имени М. В. Ломоносова,
председатель Гоголевской комиссии
при Научном совете «История мировой культуры» РАН