Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Об исцелении десяти прокажённых

Проповедь в день памяти преподобного Нила Столобенского на евангельское чтение об исцелении десяти прокажённых. Наш Спаситель помышляет о том, чтобы не отвергнуть и отверженного.

00:14:44
Об исцелении десяти прокажённых
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с Божественной литургией и днём памяти преподобного Нила Столобенского. Этот святой тверских пределов, подвизаясь на острове Селигере в уединении и тишине, стяжал Божественную благодать в возможной для человека полноте. И памятью его подвигов является ныне восстанавливаемая Селигерская обитель, которая, не все знают, после Иерусалима была самым посещаемым в мире местом православного паломничества в царской России. Едва ли не несколько миллионов людей за год посещали этот благодатный край. Среди девственной русской природы молились в обители, поклонялись раке преподобного, сердцем воспринимая благодатные токи Святого Духа, которые стяжал преподобный Нил Столобенский.

Любовь русского народа к этому святому выразилась весьма своеобразно: до сих пор во многих домах мы можем обрести выточенные из дерева фигурки сидящего на скамеечке преподобного Нила Столобенского, углублённого в сокровенную молитву сердца. Почему Русь называют святой? Многие и многие поколения православных христиан находили именно в этой молитвенной устремлённости к Создателю выражение всех своих чаяний, обретали смысл земного бытия. Фигурка преподобного Нила, облечённого в схиму, смотрящего в землю или внутрь себя самого, и выражает тайну Святой Руси, внешне неброской, молчаливой, пребывающей в младенческой чистоте, смирении и согреваемой сердечной молитвой к Богу.

И сегодня же в воскресном чтении1 мы слышали повествование о благодеянии, которое Спаситель оказал десяти несчастным, отверженным всеми, людям. Как казалось прокажённым, и небом, и землёй они были отринуты. Строгие законы Моисеова законодательства повелевали им не просто пребывать, выражаясь современным языком, в самоизоляции, не просто соблюдать «социальную дистанцию», но ради того, чтобы общество не заразилось неисцельной болезнью – проказой, делали их изгоями. Вот сейчас многие переживают, волнуются, ропщут. Как сказал наш президент: много сейчас ковид-диссидентов, то есть людей, внутренне возмущающихся по поводу всяких ограничений; но до тех пор возмущаются, добавил он, покуда сами не заболели.

Эти десять прокажённых, увидев Господа Иисуса, по обычаю стоя издалеча, не смея приблизиться к Нему и апостолам, которые шли своим путём, начали громко кричать: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» Представим себе это трогательное, а может быть, даже душераздирающее зрелище: эти несчастные взрослые люди подобно малым детям, которые, желая материнского молока, плачут и кричат, стали взывать к Спасителю, потому что их сердца согревала вера в Его Божественное посланничество. Кажется, приступи, припади, прикоснись, как та кровоточивая женщина, к воскрылию риз Господа, – но нет, опыт жизни научил их: ни шагу вперёд. Потому что их гнушались, их боялись, может быть, кидали камнями в них, если они дерзали перейти ту невидимую черту презрения, страха, проклятия, которая отделяла прокажённых от жизни здоровых людей.

И наш Спаситель, Который есть самая Божественная любовь, Спаситель, язвою Которого мы исцелились, помышляет о том, чтобы не отвергнуть и отверженного. Ради любви Бог стал человеком. Ради любви к человечеству всеблаженный Господь, ни в чём не нуждающийся, добровольно облёкся в наше естество, стал как один из нас. Только будучи чист и свят, и пресвят, Он усвоил Своему Божественному лицу, Един от Троицы, вину и проклятие, тяготевшие на человеческом роде. «Иисусе Наставниче, спаси нас!» – услышал Господь и, взирая на них, как только может Творец взирать на Свои творения, всемогущий, всеблагой, всепремудрый Бог на Свое любимое, но немощное создание, повелевает им направить стопы к священству в Иерусалимском храме, как это определял Моисеов закон.

И те, согретые словом Небесного Отца, вкусив Божественную любовь Господа, обновлённые Духом Святым, по пути к священнику увидели в себе чудесное, необъяснимое изменение. Священное Писание ничего не говорит об этом, нам предстоит только домыслить, догадаться, что свершилось тогда в сердцах этих несчастных людей. Если кто интересовался, что такое проказа – это вам не вирус Covid-19, которым многие болеют бессимптомно. Вирус проказы заразный, он так воздействует на плоть человека, что она на нём, живом, начинает гнить и покрываться струпьями, и эти язвы исцелить никто не может. До костей человек меняется невообразимо, превращаясь в живой труп. И у этих несчастных по пути к священству свершилось то, чего в Израиле никогда, наверное, не было – то есть гниющая плоть обновилась, очистилась, отвалились струпы, кожа, ткани, кости, –  всё возродилось. Ещё не достигнув цели, они увидели это превращение, которое, наверное, можно сравнить единственно с тайной воскрешения мертвых. То, что свершилось с четверодневным Лазарем, прежде свершилось с этими прокажёнными.

Умолчим о девяти, никогда не возвратившихся ко Христу, но вспомним этого Самарянина: едва лишь он осмотрел свои руки, ноги, ткани свои, как громко закричал от радости, стал вслух славить Господа. Мысль этого Самарянина была неотлучна от Иисуса Христа. Развернувшись, он пошёл, а можно предположить, что не пошёл, а побежал к Тому, Кто преподал всем десятерым эту благодать. И внутри себя, и гласно он славил Иисуса Христа. Именно Его он почел Богом всемогущим, потому что, кроме Господа Бога, никто подобного свершить не может. Увидев Иисуса Христа, он припал к Нему и, как некогда Мария Богородица ухватилась за стопы Воскресшего Христа, так этот удивительный человек лобызал Господа и, очевидно, стал Его глашатаем и проповедником.

По существу, это повествование о нас, потому что все мы сегодня в большинстве своем причастились Святых Христовых Таин, обновляющих душу и тело человека. Что нам теперь делать? Как нам жить, как мыслить, как себя вести? Подражать этому Самарянину, который славил Господа из глубин своего сердца и неотступно следовал за Христом; упав ниц, держался за Его стопы. Вот те мысли, чувства, расположения, устроение души, которые свойственны причастнику Святых Христовых Таин. Как остальные – мы не знаем, пусть делают, что хотят. Этот Самарянин совершенно не обращал внимания на своих товарищей, но он был исполнен горячей любви, необыкновенной радости, чувствовал полноту зависимости от Христа, не отлучался от своего Благодетеля ни на минуту. По крайней мере, не желал того.

Думается, что в подобном расположении, таинственной связи ученика и Учителя, творения и Творца и заключается плод, достойный плод покаяния. В союзе со Христом, тайной молитве к Нему, собственно, и выражается смысл нашего бытия, цель земного странствования, нравственное совершенство, потому что Бог есть полнота, всё Собою наполняющая. В единении с Господом мы становимся счастливыми и блаженными.

 


1 Лк. 17, 12 – 19.
Фреска: исцеление десяти прокажённых.
Исцеление десяти прокажённых
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
послания святых апостолов
Ветхий Завет

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные