«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью;
А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»1.
Таково слово апостольское, и оно, кажется, не нуждается в комментарии...
«Потаенный сердца человек в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа»2 – главное украшение христианки, по мысли апостола Петра.
Но, конечно же, у приведённых строк послания есть ещё и духовный, нравственный смысл, относящийся ко всем чадам Церкви без изъятия.
МУЖЕМ можно назвать УМ человеческий, а ЖЕНОЮ – СЕРДЦЕ, область чувств.
Укротить сердце от страстей по силам лишь уму, постоянно обращенному к Богу в молитве.
Плохо, когда сердце, волнуемое беспорядочными чувствами самодовольства, гнева или похоти, верховодит умом, угашая горящий в нем светильник молитвы.
Благодатное безмолвие – священная тишина сердца – достигается долговременным подвигом трезвения, то есть наблюдения ума за чувствами; наблюдения, соединенного с внимательным призыванием имени Господа Иисуса Христа.
Таким образом, евангельское тихое и безмолвное житие – это не столько внешнее устранение от суеты житейской, сколько постоянное пребывание УМА В СЕРДЦЕ, молитвенное покаяние ума человеческого в уединенной келье собственного сердца.
Небесный хлеб, питающий душу, есть не что иное, как умно-сердечная молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»...