Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О благодатном единстве учеников Христовых

Проповедь в День Святого Духа о возрождении человеческой природы в таинстве Причащения. В каждом из нас – Христос. Нас много – Он Один, но все мы – причастники Его человеческой природы и Его Божества.

00:11:37
О благодатном единстве учеников Христовых
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие сестры, с праздником Святой Троицы и с днём чествования и поклонения Святому Духу, а в Нём безначальному Отцу, из недр Которого Святой Дух исходит, и Единородному Сыну, на Котором Дух Святой почивает, и ходатайством и заслугами, и искупительным подвигом Которого Дух Святой Своей благодатью пришёл в этот мир в сей самый день. Возродив человеческую природу в лице святых апостолов, даровал им вышеестественное единство, о котором говорил Сын со Отцом: «Да будут они едино силою Святого Духа, как едины Мы: Я в них, и Ты во Мне, да будут они в Нас едино».

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня1.

И эта тайна, в простых и кратких словах изречённая, не постигается ни умом, ни земными чувствами, ни мечтаниями, но отчасти мы постигаем её, когда в покаянии, в мире сердечном, с любовью к Богу и к людям от единого Хлеба и от единой Чаши приобщаемся все Святых Христовых Таин и вступаем во Христе в таинственное единение друг с другом.

Жалко, что об этом  мы не размышляем после Причащения как бы до́лжно, не осмысляем того, что с нами происходит на Божественной Литургии. А что с нами происходит? В каждом из нас – Христос. Нас много – Он Один, но все мы – причастники Его человеческой природы и Его Божества.

Если с искренним сердцем и глубоким покаянием все вместе мы приобщаемся единому Господу Иисусу Христу, то наша природа, раздробленная и рассеченная грехом: самостью, гордостью, страстями каждого из нас, так что каждый мыслит о себе как бы сам по себе: «Я один, а вот другой, а вот третий», – наша природа во Христе силою Святого Духа воссоединяется, как и Сам Христос говорил: «Иерусалиме, Иерусалим, сколько раз Я хотел собрать чад твоих в тебе, как птица собирает птенцов под крылом своим»2. И еще сказано: Христос пришёл, чтобы погибших овец дома Израилева3 собрать воедино4.

Это не просто внешнее собрание, когда мы находимся на расстоянии полутора метров друг от друга, как требуют того меры карантина, но таинственно наша общая для каждого из нас природа получает воссоединение. Природа одна: у каждого дух, душа и тело, ум и сердце, а лиц много: матушка игуменья, матушка благочинная, мать Филарета, протоиерей Артемий, все здесь присутствующие, все мы соединены благодатью Святого Духа в вышеестественное, вышерациональное сверхчувственное мистическое, то есть духовное единство, будучи членами одного Тела Христова, а если проще, листиками на единой Лозе – Господе Иисусе Христе.

И вот в эту тайну Церкви Божией надлежит много вдумываться после Божественной Литургии. А если ума не хватает, то сердцем сохранять это единство духа в союзе мира5. Дух Святой нас всех соединил, а союз мира – это от нас, потому что каждый из нас волен не допускать худых мыслей, осуждающих слов, неприязненных чувств, подозрений, обид, мнительности и прочего. И каждый волен простить, забыть всё плохое, вспомнить всё хорошее, пожалеть, порадоваться, поприветствовать, явить делом и словом любовь и, таким образом, сохранить свою причастность Телу Христову, о чём апостол Павел говорит во всех своих посланиях: «Молю вас, блюдите единство, чтобы не было среди вас розни, разномыслия. Будьте единомысленны, единомудренны. Нога пусть не говорит: зачем мне рука? Рука пусть не протестует против головы»6.

Но все мы после Святого Причащения становимся живыми камнями в невидимом внешнему взору здании Церкви, и вместе представляем собою некое духовное здание, где каждый из нас должен давать этому зданию приращение в любви. То есть в личном подвиге покаяния, деятельного милосердия всё доброе, что из нас исходит после Святого Причастия – мысли, слова, дела, чувства, действия, всё это отдавая Главе, то есть прославляя Господа Иисуса Христа.

И тот из причастников, кто дорос до такого самосознания, что он не один: свой среди чужих, чужой среди своих, понимает, что все мы действительно дети Божьи, все мы находимся в лоне Небесного Отца, всех нас Христос соединяет и обнимает, а посему главная наша забота по Причащении Святых Христовых Таин – смотреть светло друг на друга, потому что ты – это я, я в тебе, а ты во мне, или, если хотите, Христос во всех нас, и поэтому мы в Нём представляем собою некое благодатное, чудесное единство.

Говорят, что именно с этой целью Бог задумал семью. Ещё не согрешивших Адама и Еву Он соединил, и, если бы они не вкусили от запретного древа, у них бы явилось ещё и потомство – бесстрастно, без участия плоти и крови, силою Святого Духа. Это было бы единое, неразделённое, не рассечённое грехом человечество.

Но вот и после грехопадения семья, освящённая обетами веры и верности, единомыслием, молитвами, Евхаристией, тоже может дорасти до такого единства. Но говорят, что в истории редки случаи достижения этого единства там, где участвуют плоть и кровь. А вот монашество Господь Бог учредил как раз для того, чтобы осуществлено было то, что Адаму и Еве не удалось осуществить по причине их претыкания и грехопадения.

Действительно, в монашестве, где каждый ищет единого на потребу – Христа, где есть некое и внешнее единство подчиненных и начальствующих, все связаны друг с другом узами любви, молитвы, покаяния. Но есть ещё и это внутреннее единство – в Духе Святом, которое достижимо легче, чем в семье, потому что здесь не участвуют плоть и кровь, но в меру нашего боголюбия от каждого из нас зависит, насколько мы врастаем в эту семью, насколько возгреваем в себе дух смирения, мира и любви. Во всяком случае, нужно сказать, что в Святой Евхаристии нам дано всё необходимое и достаточное, чтобы, как и в апостольской общине,  достичь этого единства, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.


1 Ин. 17, 21.
2 См.: Мф. 23, 37.
3 Ср.: Мф. 15, 24.
4 Ср.: Ин. 11, 52.
5 Еф. 4, 3.
6 Ср.: 1 Кор. 12, 21.
Икона: Сошествие Святого Духа на апостолов.
Сошествие Святого Духа на апостолов
декоративная горизонтальная черта
Проповедь