Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Об изменении нашей жизни воскресшим Христом

Вспоминая о том, как было воспринято апостолами благовестие святых жён-мироносиц, обратим внимание на то, с каким трудом, с какой косностью воспринимали сначала ученики Христовы всерадостную весть о Воскресении. Только по прошествии недели, когда Христос явился апостолам, мало-помалу Божественная благодать стала касаться сердец учеников, и воскресший Христос вложил в них веру, что Он воистину победил смерть.

00:13:32
Об изменении нашей жизни воскресшим Христом
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

Завтра третье воскресенье по Пасхе, день святых жён-мироносиц. Среди них Мария Магдалина, о которой повествовало нынешнее евангельское чтение, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, сёстры Лазаря, Сусанна. Чествуем праведного Иосифа Аримафейского и Никодима, участвовавших в снятии с Креста и погребении Спасителя. 

Готовясь служить Божественную литургию в честь святых жён-мироносиц, припомним, как почему-то с трудом воспринимали непосредственные свидетели и участники евангельской истории всерадостную весть о воскресении Спасителя. Слова Марии Магдалины, которая лично была удостоена явления воскресшего Учителя, повисли в воздухе. Также и прочие свидетельства святых мироносиц апостолы не спешили принять на веру.

И лишь неделю спустя, когда Христос явился вновь в Сионской горнице всем апостолам и укорял их за жестосердие, за косность ума, за уныние и печаль, которыми были объяты эти ученики Спасителя, мало-помалу их сердец стала касаться Божественная благодать.

И воскресший Христос, нарочито вкусивший перед ними мёд и рыбу, позволивший осязать Свои руки и ноги, и ребро, вложил в их сердца веру в то, что Он воистину победил смерть и силою Духа Святого восставил Своё естество, явился им не призрачно, а самой вещью. Так было две тысячи с чем-то лет тому назад, когда только-только стало распространяться в Иерусалиме и его окрестностях благовестие о Христовом Воскресении.

Из сказанного мы можем для себя вывести, насколько инертна, говоря современным словом, наша падшая природа, какую власть имеют над людьми помыслы и ощущения, им и для них привычные. О таких людях (а мы все таковы) сказано: под лежачий камень вода не течёт.

Между тем как Христос Спаситель даёт нам понимание Своего всемогущества и всепремудрости, и благости. Бог воистину может всё, нет для Него ничего невозможного. А значит, и нам, веруя в Господа Иисуса Христа, не должно привыкать к тому, что кажется нам привычным, обыденным и неизменным. Фёдор Михайлович Достоевский, несколько по другому поводу, в грубоватой форме, тем не менее говорит очень важную вещь: «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» То, к чему он привык, с чем он свыкся, то он почитает для себя непреложным и неизменным.

Между тем всё течёт, всё изменяется. И каждый из нас должен в себе взращивать веру в Господа, и вместе с верой – понимание, насколько этот мир изменчив, сколько в нём неожиданного, непредсказуемого. Ведь мы не можем даже быть уверены, что для нас наступит завтрашний день, настолько хрупка эта малая ниточка, готовая разорваться в любую минуту, – наша собственная жизнь.

И это должно быть предметом нашего всегдашнего размышления. Нам кажется, что жизнь течёт по неизменным законам, проложены уже рельсы, всё обыденно, и завтра будет то, что и сегодня. А между тем уже вечером мы с вами можем оказаться в совершенно иных обстоятельствах, более того, можем быть воззваны из этого мира и оказаться в вечности, для большинства из нас совершенно незнакомой. Не зря же говорит Господь: «...Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). Безумный! то, что ты заготовил в своих мыслях, думая о том, что будет через десять, пятнадцать, тридцать лет, кому достанется? Ибо в ночь сию душу твою истяжут у тебя».

И действительно, это истина, подтверждаемая многими и многими нашими знакомыми и соплеменниками, которые оказались уже в вечности. И значит, сегодняшний день – единственный и неповторимый, и всё в нём необычно и чудесно, и всё в нём изменяется. И поэтому, по смыслу ныне читаемого Евангелия, нам должно на всё свершающееся смотреть глазами незнакомца, как будто в первый и последний раз.

То же самое можно сказать и о мире в целом. Вспомним слова Спасителя: «...Се, творю все новое» (Откр. 21, 5). «И увидел я, – передаёт нам святой Иоанн Богослов, – новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1). Только человеку, чуждому веры и Божией благодати, кажется, что история течёт бесконечно. Одни глупцы написали, а другие верят, что мир существует миллионы лет, и всё в нём неизменно.

Нет, пред Богом тысяча лет как один день. Библия говорит нам о том, что весьма скоро силы небесные – закон всемирного тяготения и прочие скрепы бытия – задрожат и поколеблются, и земля мгновенно растает от взора Господа Вседержителя. И небо, словно свиток, вдруг соберётся и исчезнет, и солнце изменит свой цвет, и луна не даст света своего. Всё меняется, всё непостоянно. И единственное, что у нас всегда под руками – это наша бессмертная душа, которая также, по благодати Божией и по нашему произволению, призвана к изменению.

Многие из нас придумали, например, что у них есть некий характер, некий нрав и склад: «Ой, у меня дурной характер! Ой, я человек необщительный, меня лучше не раздражайте», – и оправдывают все свои недостатки каким-то выдуманным складом души. Но Христос нас призывает совершенно к иному: мы должны верить, что Бог, опираясь на наше собственное произволение и решимость, может сегодня совершенно изменить нашу душу.

Человек жалуется на раздражительность, неуживчивость и, оглядываясь назад, видит, что десятилетиями он оставался таким косолапым медведем. Но Христос дарует ему искру Божию, для того чтобы он, забыв свои вчерашние грехи осуждения, недоброжелательства, вот этой косолапости, навязывания чего-то людям, сегодня обрёл совершенно другое устроение. Стал бы деликатным и тактичным, милым и трепетным, берёг бы чужие, окружающих нас мысли и чувства, не вторгался бы в личный мир своих соседей. И Божия благодать воистину творит чудеса. Она сильна унылого сделать радостным, а ленивого и апатичного бойким и энергичным. Человека, склонного к гордости и тщеславию, – скромным и исполненным самоукорения.

Воскресение Христово, которое мы празднуем как изменение самых для нас привычных и, как кажется, неподвижных понятий и законов бытия, говорит нам о том, что прежде всего мы призваны сегодня измениться от худшего к лучшему. Восприняв от воскресшего Христа лучи Его Божественной энергии, благодати Святого Духа, разменять плохое на хорошее. Так чтобы человек, привыкший не молиться, а только думу унылую думать свою, сегодня вступил в область всегдашнего собеседования с Небесным Отцом, злопамятный помнил бы только хорошее, а человек прижимистый получил бы радость от умения жертвовать и помогать другим, отщипывая от себя то, что он думал отложить на завтрашний день.

И всё это сосредоточено в едином слове, в приветствии: «Христос воскресе!» И когда мы это приветствие раздаем ближним или отвечаем на него, то должны и помышлять о том, что жизнь очень коротка, что мир земной весьма скоро изменится. А главное – то, что нам нужно сегодня оставить за бортом и за плечами всё неприятное, что делает нашу жизнь тяжёлой и печальной и, напротив, с Божией помощью подобает восприять от воскресшего Христа искры Духа Святого, с тем чтобы в нашей душе эти семена – и смирения, и чистоты, и любви, и молитвы, и радости – сегодня проросли. И всё это нам по плечу, потому что верующему в воскресшего Христа всё возможно.

Христос воскресе!

Сошествие во ад. Васнецов 1896-1904 гг. Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Виктор Васнецов. Сошествие во ад. Георгиевская церковь в Гусь-Хрустальном
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные