Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О боголюбезном милосердии

Проповедь на евангельское чтение о милосердном самарянине. Именно труд милосердия и делает нас учениками Иисуса Христа, из рабов переводит нас в состояние Его друзей, делает родными и близкими Богу.

00:13:33
О боголюбезном милосердии
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с днём воскресным, памятью апостола и евангелиста Матфея и мученика нашего времени, святого греческого священника  Филумена, которые нёс свое послушание у Гроба Господня, и был убит фанатиками иудеями совсем недавно, в XX столетии, у колодца, где Самарянка напоила Спасителя водою. Этот православный батюшка был прославлен Иерусалимской Церковью, и можно видеть на его гробнице череп и большой крест, который, то ли как рана, то ли как Божие знамение, отпечатлелся на лбу священномученика. Святому Филумену можно и должно молиться об обретении и сохранении живой, зрячей и спасительной веры в Господа Иисуса Христа в наш жестокий и лукавый век.

Сегодня же мы слышали вопрос некоего книжника: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?1 Что есть жизнь вечная? Вернее, Кто есть жизнь вечная? Это Сам Воскресший Иисус Христос. Жизнь вечная ждёт нас не за гробом, как некоторые неправильно помышляют об этом, но она хочет войти в нас в этой, земной жизни, ибо она есть Воскресший Спаситель. Он есть воскресение и живот вечный.

Как нам войти в эту жизнь, стяжать спасение? Спаситель, обращаясь к этому книжнику, который, может быть, не без лукавства вопрошал Его, спросил: «Каковы главнейшие заповеди Божии?» И тот ответил совершенно правильно: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всею крепостию; и ближнего, как себя самого». И Спаситель одобрил этот ответ. А книжник вопросил: «Кто есть мой ближний?» На что услышал рассказ о самарянине.

Иудеи презирали самарян, гнушались ими, но вот этот самарянин, в отличие от иудейского священнослужителя и прислужника-левита, явил полноту внимания и трогательной заботы и любви к ограбленному, избитому разбойниками, так что возлил на него вино и елей, умастил его раны, довёз его в гостиницу, оставался с ним до утра, заботясь о его здоровье, оставил гостиннику все необходимые средства, обещав восполнить, если тот потратит более.

И вот вопрос Спасителя, обращённый к книжнику: «Кто же для этого несчастного стал ближним?» Священник? Нет. Левит, прислужник? Нет. Но тот, кто оказал ему милость и любовь. Как ни странно, это был отверженный, с точки зрения иудеев, поганый, грешник, самарянин. Но ты вот иди и твори, делай то и так, как сотворил несчастному самарянин, и обретёшь живот вечный.

Каждый из нас, конечно, вопрошает себя в тайне сердца: спасаюсь ли я? Как мне спастись, батюшка? Что мне нужно сделать, чтобы спастись, выйти из погибельного состояния? Копать не могу, просить стыжусь, молиться не умею, как должно. Куда деваться мне?

На этот вопрос Сам Спаситель отвечает фарисеям, которые подглядели, как Господь пришёл к мытарю Матфею, сидел среди отверженных, униженных, изгоев еврейского общества, ел и пил с ними. И этим мнимым праведникам Христос сказал: «Уходите, вы пока ничего не знаете и не понимаете; научитесь разумению слова древнего пророка: милости хощу, а не жертвы». Господь пришёл не к тем, кто считает себя чистыми и праведными, но к тем, кто считает и видит себя грешными, Господь пришёл грешных спасти. В Нём нуждаются не почитающие себя нормальными, правильными, здоровыми. но в Нём нуждаются те, кто чувствует свои недуги, исповедуют неисцельную рану души своей. Не здравии, а болящие обретают спасительный союз с Врачом неба и земли, Господом Иисусом Христом.

Итак, Христос свидетельствует, что жизнь вечная, спасение, очищение, освящение, духовное просвещение – удел только тех людей, кто умеют, как этот поганый язычник, самарянин, милосердовать в сердце своем, то есть жалеть людей, недостойных и отверженных другими, сочувствовать им и являть полноту человеческого сострадания и любви. Именно эта способность и потребность, именно этот труд милосердия и делает нас учениками Иисуса Христа, из рабов переводит нас в состояние Его друзей, делает нас родными и близкими Богу, Небесному Отцу, дарует нам спасительный союз со Христом. Всего-то навсего пожалеть, полюбить – и это главное в очах Божиих, по сравнению с чем (с любовью, милосердием, сочувствием, состраданием) всё остальное прах и суета, как бы ни было ценимо людьми.

И, конечно, всё это усвоить и запомнить, и поставить себе во главу угла – дело наиважнейшее. Действительно, в последний час на Страшном суде никто не спросит нас о порядке и распорядке, форме и проформе. Хорошее дело – точность, исполнительность, пунктуальность и прочее, но только при условии, что в нашем сердце живёт любовь, сочувствие, милость, человеколюбие. Об этом-то и говорит святое Евангелие. Это, такое простое и лежащее у нас под руками, и является главным условием достижения спасения, духовного совершенства и правому, и виноватому, вводит нас в общение с Божеством. Любящий брата своего пребывает во свете.

Оказывается, что можно спастись без всякого подвига – бдений, коленопреклонений, пощений, соблюдения устава. Спастись – это значит воспринять в своё сердце человеколюбца Христа, Который всем сострадает, Который всех любит: и правых, и виноватых, ибо стал за всех жертвою, желая всех привлечь к Себе Своим Голгофским Крестом.

И об этом милосердном самарянине себе нужно стараться напоминать и утром, и днём, и вечером. Потому что не жертвы, приносимой с холодным сердцем и чувством того, что мы делаем правильно, но милости ждёт от нас Господь, хотя бы мы были совсем неправильные и недостойные, и не соответствовали строгим уставным предписаниям. В этом и есть дух христианства. И можно сказать, что если в сердце живёт любовь, тогда всё остальное само собою восполнится, и все наши внешние действия будут приняты Господом Богом.

Так что гармония внешнего и внутреннего, видимого и невидимого приходит к тому, кто в глубинах сердца предстоит Господу в милосердии и любви, стараясь являть эти Христовы качества, совершенства, добродетели по отношению к правым и виноватым, каковы все мы.


1 Лк. 10, 25 – 37.
Икона: Притча о милосердном самарянине.
Притча о милосердном самарянине
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
послания святых апостолов
Ветхий Завет

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные