Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О Богоявлении в нашей жизни

Зачем ты живёшь, человек? Может быть, для того, чтобы родить сына или построить дом, посадить дерево? А может быть, и совсем не для этого! Ты живёшь только для того, чтобы в тебе явил себя Дух Святой, чтобы тебе стать сосудом и обителью Божества, чтобы тебе, усыновленному Отцом, явить в этом мире Его Божественное действование, отразить Его любовь в лучах милосердия, человеколюбия, созидания и прославить имя Господне.

00:16:13
О Богоявлении в нашей жизни
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником Богоявления, с праздником Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

День этот называется также Днём Светов, то есть Единого Бога, являющего Себя в трёх светоносных Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. И Днём Просвещения именуем мы этот день, потому что явилась благодать, спасительная всем людям, чрез купель Иорданскую. Праздник Богоявления длится вплоть до следующего четверга. 27 января – отдание праздника.

Сегодня мы чествуем святителя Феофана, затворника Вышенского, преставившегося на Богоявление, освятившего в своём затворе малый храм в честь Богоявления, где он ежедневно служил. И вновь его праздник будет в грядущее воскресение – в воскресный день по Богоявлении. Завтра, на второй день праздника, мы чествуем Предтечу и Крестителя Господня, самого великого в очах Божиих человека после Пречистой Девы Марии.

И, как это бывает со всеми Божественными откровениями, сегодняшнее событие нуждается в тщательнейшем исследовании, не столько испытующим умом, сколько благоговейным и трепетным сердцем. Всё живое творение, и одушевлённое, и неодушевлённое, чувствует и осознаёт прикосновение творческой Десницы – и особенно водная стихия, служащая средством и нашего возрождения.

И, взирая на икону Богоявления, мы можем вновь и вновь утвердиться в нашей святейшей вере. Вот Господь Иисус Христос входит в Иордан, который, дрожа и трепеща, отступает, приемля в свои недра Владыку неба и земли. Это для того сделано и то значит, что и наше рождение в вечность не свершилось бы без воды – этой таинственной стихии, Богом сотворённой, являющейся символом очищения от всякой скверны плоти и духа. И тот, «кто́ не роди́тся водо́ю и Ду́хом» (Ин. 3, 5), тот не может, как бы ни старался, стать наследником Царства Небесного.

Соответственно, сегодня мы должны с благоговением вспомнить наше духовное рождение, вспомнить, если возможно, ту купель, погрузившись в которую, мы сроднились со Христом, став чадами Небесного Иерусалима. Хорошо, если человек знает храм, где он был крещён или помнит имя священника, через руки которого он принял это духовное рождение. Но даже если по давности лет и другим обстоятельствам уже от нас сокрыта всякая конкретика, тем не менее сегодня мы должны постичь нашу малую и вместе великую Родину – ту купель, посредством которой мы ожили для Бога и получили всё необходимое и достаточное для одержания победы над самими собою; получили прописку в Небесном Иерусалиме, ради которой, конечно, ещё много нужно потрудиться каждому из нас.

Взирая на икону Богоявления, мы созерцаем Христа Искупителя, входящего и быстро исходящего из воды. Он не имел нужды исповедовать грехи, Сам став очищением для нас. На Него, Господа, должен быть устремлён взор каждого из нас, Его учеников. И если когда нам приходится признаваться себе и другим в таких странных вещах, как скука, печаль, уныние, опустошенность, разочарованность, то это есть то же самое, что сказать: «Я забыл свою первую любовь. Я отвратил око моей души от возлюбленного мною Господа, я повернулся к Нему спиной. Цели нет передо мною».

«Жизнь, зачем ты мне дана?» – восклицает человек, потерявший связь, единение любви с Господом. Но, напротив: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте» (Мк. 9, 7), – сам Небесный Отец хочет, чтобы мы безотрывно взирали на Христа. Так учит нас этому и пращур Спасителя: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8); «Яко очи раб в руку господий своих: тако очи наша ко Господу Богу нашему» (Пс. 122, 2).

И в сердце нашем мы должны поучаться закону Господню день и ночь. Если ты любишь Господа, ты никогда не можешь забыть о Нём. Если ты любишь Господа, ты не можешь не молиться Ему; если ты не отрицаешь, что являешься учеником Господа, ты должен быть устремлён к Нему всё то время, пока сознание в тебе не угасло. И это первейшая заповедь, без которой мы прекращаем наше духовное существование. Возлюби Христа Искупителя всем умом, всем сердцем, волею, всею крепостию твоею. Этому нас учит сегодняшнее событие – безотрывно взирать на Христа, как это делают Ангелы, всегда видящие лице Отца Небесного.

Слышим голос таинственный, страшный, непостижимый: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Это голос Того, Кто всегда был, есть и будет, Кто предвечно из недр Своих рождает Божественного Сына и изводит Господа Бога Духа Святого Животворящего; это Тот, от Которого мы были отделены непроходимой пропастью греха, рассекшего единство любви между человеком и Богом. И вот является Богочеловек. Сын Отца усваивает Себе нашу природу, для того чтобы даровать нам инъекцию Божества, если мы уверуем, возлюбим Сына Божия и причастимся Его человеческой природе через таинство Крещения, став наследниками Божества.

Тот, кто не верует, не любит, отчуждён от Сына Божьего, напрасно говорит, что он имеет Бога своим Отцом, напрасно, потрясая руками, клянётся, что он чадо Авраама, Исаака и Иакова, напрасно ходит под зеленым стягом, объявляя пророком того, кто не веровал в Господа Иисуса Христа и сам был отчуждён от Небесного Отца. Только чрез Сына и в Сыне мы имеем доступ к Престолу благодати, только чрез Сына мы имеем общение с Отцом. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). А это Сын возлюбленный, на Нём почивает благоволение Отца.

Значит, восприяв Сына верою и таинствами, и мы становимся любимыми чадами Небесного Отца, если только не разрываем союз веры и верности с Его Божественным Сыном. Мы становимся причастниками бесконечной, неизмеримой Божественной любви, которая дает себя познать чрез осияние и наитие человеческой природы Божественной благодатью в лоне Матери Церкви. Для нас Отец – самое близкое, родное, всесвятое Существо, только потому что в нас таинственно живет и действует Его Сын, Господь Иисус Христос. Нам открыто небо, мы являемся гражданами Небесного Иерусалима, если только ежедневно в мыслях и чувствах, в устремлениях, в словах и действиях сияет эта печать верности христианина его убеждениям.

И, наконец, видим в образе горлицы, в виде голубине, Духа Святого, почивающего на Иисусе. Да, и Отец, и Сын, и Дух имеют единое Божество. Снисходит Дух Святой на Сына не потому чтобы Сын не имел Духа Святого, нет, Они едины по существу, но это видение открыто святому Иоанну Крестителю ради нас, чтобы мы познали: во Христе, в вере Христовой мы становимся причастниками того, чего раньше не имели и не имеет никто, кроме чад Матери Церкви: мы становимся причастниками энергии Святого Духа. Дух Святой, Который таинственно снизошёл на нас в таинстве Крещения, остается бездействующим, если бездействуем мы. Но когда в нас просыпается вера и покаяние, когда мы посвящаем всю жизнь Спасителю, тогда наступает время чудесного воздействия, явления в нас энергии Святого Духа, священно и таинственно возрождающего душу к тому, чтобы стать чертогом или обителью пребывания Самой Троицы.

Взирая на икону и видя Духа Святого, сходящего на Христа Спасителя, мы понимаем: это знамение для нас. Как вчера вечером мы говорили: вот смысл и цель, и оправдание нашего земного бытия. Зачем ты живёшь, человек? Может быть, для того, чтобы родить сына или построить дом, или посадить дерево? А может быть, и совсем не для этого! Ты живёшь только для того, чтобы в тебе явил себя Дух Святой, чтобы тебе стать сосудом и обителью Божества, чтобы тебе, усыновленному Отцом, явить в этом мире Его Божественное действование, отразить Его любовь в лучах милосердия, человеколюбия, созидания и прославить имя Господне.

Об этом и о многом другом нам и должно сегодня в уединении подумать после Причащения Святых Христовых Таин. Для того свершилось явление на водах Иорданских Христа Искупителя, чтобы мы сегодня на Божественной литургии услышали эти слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами».

Будемте сейчас с благоговением, благодарностью и глубоким покаянием приступать к Святой Чаше, в надежде, что Сам Господь явит нам делом то, что мы сегодня слышим, и, таким образом, мы станем причастниками спасающей нас благодати, наставляющей всех на благочестивое, праведное и целомудренное житие. Аминь.

Фреска: Крещение Господне.
Крещение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные