Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О Божественном провидении

Проповедь о словах апостола: «Тех, кого Бог предузнал, тех и предуставил; кого предуставил, тех и призвал; кого призвал, тех и оправдал и прославил». В этих словах сокрыта тайна Божьего Промысла.

00:12:15
О Божественном провидении
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с праздником святых Бориса и Глеба – первых русских князей, прославленных у нас на Руси, положивших начало царственным мученикам, которые предпочитали мир земли русской войне и поэтому полагали себя в жертву заколения по образу Господа Иисуса Христа. В их честь мы слышали слова апостола Павла, который говорил о богатстве Промысла Божьего – Промысла, явленного в сотворении каждого из нас. Тех, кого Бог предузнал, тех и предуставил; кого предуставил, тех и призвал; кого призвал, тех и оправдал и прославил1.

В этих высоких словах апостола сокрыта великая тайна Божьего Промысла. Ведь ещё прежде создания мира Всемогущий Господь определил привести в бытие каждого из нас, вложив в нас Свой бессмертный образ, определив каждому из нас вместить в себя Божество. И, совершенно ведая всё, Господь сотворил человека не в погибель, а во спасение. Цель создания каждого из нас заключается в том, чтобы нам стать причастниками Божественной благости и любви.

К сожалению, часто мы об этом забываем, а, по большей части, даже и не думаем об этом. Почему я существую? Откуда я? Чего ради я? А иные по недостатку ведения, ума и веры даже говорят о себе: «Ой, я, наверное, не спасусь! Ой, погибаю! Ой, нет мне спасения – такая я грешная душа! Ой, ждут меня муки ада!» – и прочие нелепые слова и мысли иные из нас говорят, как будто бы выражая смирение своё, а на деле не разумея, что Господь нас воззвал к бытию для того, чтобы мы в союзе с Ним обрели уже здесь, на земле, вечное блаженство, радость и полноту бытия.

И никто из нас не должен на самом деле считать себя лишним, или недоразвитым, или неудачником, или ещё каким недоразумением. Но лучше бы каждому из нас начинать день и завершать его детским сердечным благодарением: «Господи, Ты воззвал меня к бытию. Господи, Ты определил мне быть. Господи, Ты вложил в меня Свой бессмертный образ. Господи, Ты ко мне пришёл, зная, насколько я немощная, бесталанная, грешная, беспомощная. Ты пришел в этот мир ко мне, за мной. Господи, всё, что Ты ни сделал на земле,  сделал ради меня: воплотился, просветил мир Своим словом, на Крест взошёл, Кровь пролил, смерть вкусил, диавола сокрушил, воскрес, взошёл ко Отцу, ниспослал мне Духа Святого, ради меня. Мне остается только верить, воспринять всё это богатство, благодарить Тебя бесконечно, всё свое сердце, душу, всю свою жизнь Тебе посвятить. Господи, как хорошо жить, слава Тебе за все! Помилуй мя!»

Всё это умещается в слова апостола Павла, который говорит:

Господь тех, кого предузнал (а Он всё о нас знает), тех и предуставил, – определил нам быть спасёнными.

Кого предуставил, тех и призвал. Каждому из нас дана вера в Иисуса Христа, любовь к Нему, обращённость к Нему, тяготение к Нему, молитва к Нему – и это не от нас, а это от благодати, которая живёт в нас. Этим нужно пользоваться, за это нужно благодарить, над этим нужно трудиться, потому что кого Господь призвал, тех и оправдал. Оправдал – то есть снял с нас наши грехи, простил, очистил. Оправдал, взойдя на Крест и пригвоздив к нему рукописание наших беззаконий, соделанных и пока ещё не соделанных.

Соответственно, если Господь нас так любит, что Он ответственность за наши грехи взял на Себя, нам должно покаяться во всём, что мы сделали нехорошего, нам должно всеми силами хранить себя впредь от всего худого, нам должно веровать в искупительные страдания Господа, в силу пролитой за нас Крови и ежечасно благодарить Господа за Его милость. Он нас оправдал – то есть вменил нам Свою праведность только за то, что мы каемся и говорим: «Господи, прости! Господи, помилуй! Помоги нам, Боже, крест свой донести».

А кого оправдал, тех и прославил. Действительно, в Таинстве Причащения с верой, покаянием и любовью мы принимаем Самого Христа, и Он, нас прощая, ещё и прославляет – то есть хочет нам даровать Свою славу, Свою святость, смирение, чистоту, любовь, радость, блаженство. И всё это мы получили сегодня за то только, что веруем, исповедуем, каемся, причащаемся Святых Христовых Таин.

Вот почему каждый христианин должен, причастившись Святых Христовых Таин, воспевать Господу песнь благодарения, хранить себя от всякого зла и делиться со всеми той любовью, которая согревает наше сердце.

И уж, конечно, нельзя почитать себя несчастным, обиженным, обойдённым милостью; не спасительно думать, что вокруг все плохие, что любви нигде нет, возмущаться – это очень опасно, потому что Сам Господь с нами таинственно сопребывает, наше сердце обновляет, веселит, радует, умиряет, даёт нам помощь, чтобы мы были внимательными, молитвенными, не повторяли легкомысленно вчерашних согрешений, даёт нам силу прославлять Его святое имя. То есть, приобщившись Святых Христовых Таин, мы должны быть счастливыми, блаженными, радостными. И ещё призваны поделиться этой благодатью с окружающими нас людьми.


1 Рим. 8, 30.
Икона Нагорной проповеди.
Нагорная проповедь
декоративная горизонтальная черта
Проповедь