Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О чистоте риз душевных

Проповедь на притчу о брачном пире. Эта притча говорит нам о том, что Господь всех желает возвести на высоту нравственного совершенства, но не все обнаруживают желание этому призванию соответствовать.

00:10:41
О чистоте риз душевных
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с воскресным днем и Божественной литургией, которая является свидетельством Воскресения Христова. Сегодня мы чествуем благоверных Петра и Февронию, в иночестве Давида и Ефросинью, русских князей, которые в семейной жизни воплотили идеал жизни во Христе, завершив свой подвиг иночеством, так что являются покровителями всех народных сословий – и тех, кто угождает Богу в супружестве, и тех, кто взыскал монашеской жизни.

Сегодня Церковь нашему вниманию предложила притчу о щедром хозяине, пригласившем в свой чертог всех, кто только не отзовется на его любовь, дабы те поучаствовали в пире и празднике. Однако многие отказались – кто-то ушел на поле, кто-то на базар, торговлю. И когда трапеза заполнилась кем попало, тогда царь, обходя гостей, увидел одного из них, не позаботившегося о том, чтобы принять от слуг царевых праздничные брачные одежды, почему и был связан по рукам и ногам и выброшен во тьму кромешнюю. Много званых, мало избранных. Эта притча говорит нам о том, что Господь всех нас желает возвести на высоту нравственного совершенства, всех приглашает, чтобы мы, войдя в Церковь Божию крещением, верой, покаянием, приняли участие в Его Божественной жизни, восприяли благодать Святой Троицы. Но по призвании не всякий обнаруживает деятельное желание этому призванию соответствовать – один уходит на поле, другой на торжище. Глубина жизни во Христе постигается нами не извне, а изнутри, ибо именно в очищенном сердце и свершается тайна богообщения.

Однако вот эти приглашенные на пир зачастую не соответствуют доверию и щедрости царя. Ум наш действительно занимается торговлей – то есть собеседует с мирскими земными суетными помыслами и не узнает времени посещения своего. Оставляет душу без молитвы, занимаясь чем-то не сродным себе. Сердце – наше чувство – уходит на поле, то есть произвольно обуревается всякими неприязненными ощущениями гордости, тщеславия, обиды, раздражения, нечистоты, всего прочего и тоже не узнает времени посещения своего. Но щедродателен Владыка. И мы, осуеченные, омраченные, пригвожденные умом к земным вещам (сердце при этом может быть сковано какими-то недостойными Бога пристрастиями), оказываемся на пиру – то есть предстоим Богу на молитве, особенно на молитве литургической. А любвеобильный Царь. желая всех нас сделать причастниками Своих благ и излить на нас милость, вместе с тем есть и праведный Судия, и Он зрит глубины нашей души.

И много ошибается тот, кто приступает к этому великому Царю без осознания своего недостоинства, без покаяния в своем несоответствии идеалу – ибо вот, ум на стране далече, сердце, как ветер, гуляет там, где нет света Божьего. И справедливо милостивый, но и строгий Судия вопрошает: как ты вошел сюда? Почему ты не озаботился восприять от Меня лучшую одежду, которая была дарована блудному покаявшемуся сыну? А тот молчал. Молчал, потому что душа не имеет слова в свое оправдание, если, произвольно запутываясь в страстях, она, забыв первую любовь к Воскресшему Христу, приходит к Нему, но не порадела о покаянии, очищении, освящении.

Свяжите его по рукам и ногам, – повелевает царь своим слугам. Жизнь кратковременна и хрупка. И если мы впадаем в такое нерадение и небрежение, что даже перестаем понимать, к какой высоте призвал нас Господь, к какому совершенству Он нас влечет, если мы «смирились», в кавычках, с неприбранностью собственной души, то иной, как незрелый колос, может быть срезан серпом Божьего суда, и уже здесь, на земле, находясь во внешней тьме – то есть не взыскав Христа, но сопрягши себя со страстями, конечно, и там, за гранью земного бытия не будет во свете. А Свет – это Господь Иисус Христос. Связание по рукам и ногам означает, что душа, вышедшая из тела, уже лишается поприща покаяния, уже не может произвольно измениться от худшего к лучшему.

Много званых, – всех Господь хочет приобщить Своей любви. В каждую душу хочет вселиться, каждого из нас желает сделать сосудом Своего таинственного присутствия. А избранных оказывается гораздо меньше – тех, кто, придирчиво осматривая свою душу, просит Господа, чтобы Тот снял ветошь греховных помышлений, страстных привязанностей и даровал душе одежды внимания, бодрствования, покаяния, смирения, трезвения, благодарения, моления, к чему Господь каждого из нас призывает всякий раз, когда мы принимаем участие в Божественной литургии. Паче чаяния осознаем и исповедуем безбрежную любовь, снисхождение Творца к тем, кто умеет признавать свои несовершенства, кается и просит Господа, дабы Тот Своей благодатью восполнил недостающее, облек нас в брачные ризы милости, всепрощения и любви и даровал нам спасительный для нас союз с Самим Собою в глубинах нашего сердца.

Икона на евангельскую притчу о брачном пире
Притча о брачном пире
декоративная горизонтальная черта
Проповедь