Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О царственных добродетелях

Проповедь о чрезвычайном подвиге юных римских мучениц и добродетелях веры, надежды и любви. Все эти добродетели, собравшись вместе, исполняют человека благих плодов и делают его причастным Божества.

00:16:06
О царственных добродетелях
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, матери и сестры, с продолжающимся праздником Креста Господня и с днём Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Многие знают, что в совершенно маленьком и неприметном городке Эшо, во Франции, где и днём души не увидеть на улице, есть небольшой храм, и в нём каменный ковчег с драгоценными мощами матери Софии и трёх её дочерей. И только паломники из России приезжают сюда, входят в этот пустой храм, двери которого открыты, и с благоговением молятся пред мощами святых мучениц, именами которых и по сию пору многие матери называют своих детей.

Между тем как подвиг этих римских мучениц – подвиг чрезвычайный. Речь идет о бесстрашии совершенно юных и не умудренных жизнью девочек. Речь идет о непостижимом мужестве их матери, которая молилась, чтобы они победили в этом сражении с невидимым багряным змием, диаволом, действовавшим чрез потерявших человеческий облик мучителей. И само распространение в православных странах, особенно в нашем Отечестве, этих светлых жизнеутверждающих имён говорит о том, как глубоко крещёный наш народ воспринял страдания этого семейства, и как глубоко вкоренена эта память страданий мучениц третьего столетия в народную душу.

В этом году, как, впрочем, и всегда, совмещается праздник Воздвижения и память святых мучениц. И, взирая на Крест Господень, мы понимаем, что дар веры исходит отсюда, с высоты Распятия, как говорил, предсказывал, пророчествовал Спаситель: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе1. До Креста кто-то верил, кто-то нет, многие соблазнялись, даже хулили. После распятия и Воскресения сила Воскресшего всю вселенную привлекла ко Господу. И поэтому, когда мы просим Христа словами учеников: «Господи, умножь в нас веру»2, мы взираем на Крест и лобызаем Честное Древо, которое стало источником Божественной силы, той веры, которая есть уверенность в невидимом и предвосхищение, то есть обладание, чаемым.

Об этой вере сегодня мы слышали в Евангелии: если имеешь веру с горчичное зерно, всё будет по слову твоему3. Стояще на молитве пред Воскресшим Христом, веруйте, что всё Ему возможно, и всякое прошение исполнится, если оно сообразно с Божественной волей и спасительно для просящего. И действительно неприлично, несообразно с верой в Божество, стоя пред Богом, бесконечно богатым в Его благости, обуреваться сомнениями, но подобает по-детски, безотчетно, в простоте припадать к Спасителю, совершенно уповая на Его Любовь, смиряя себя лишь сознанием непостижимости воли Господа, Который знает, что нам полезно, а что нет.

Таковой должна быть и надежда на Его Кровь, пролитую со Креста, на Его страдания и воскресение – надежда неотпадающая, надежда несумненная: «Господи, твёрдо верую и уповаю, что Ты меня, недостойного, кающегося, очистишь, помилуешь и спасёшь». Истинная надежда, уверяет нас апостол Павел, не посрамляет. Она подобна якорю, который даёт судну в морской пучине остойчивость. Надеждою мы спасены, то есть, надеясь на Господа, мы получаем от Него спасительную благодать. И хотя остается до времени известная доля страха, причина которого – сознание нашей греховности, ограниченности, но надежда на человеколюбие Спасителя, пришедшего в этот мир не губить, а спасать, является источником умиротворения, тишины, примирения с жизненным крестом. А в усовершившихся сладостной радостью отазывается надежда на Бога, Которому всё возможно. Если мы желаем усвоить Его себе, то есть спастись, Он нас пренепременно спасёт: «Вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети»4.

И, наконец, любовь – царица всех добродетелей. Эту любовь мы призваны всегда взращивать в своём сердце, так чтобы и ум, и тело, и сердце (область чувств), – всё наше существо было повернуто к Богу, обращено к Нему, как лик луны к солнцу, от которого она заимствует свет. Любовь к Творцу есть святыня нашей души. Любовь ко Господу делает человека человеком, возвращает нам разум, является источником силы и обновления нашей поврежденной природы.

Но Бог высок, бесконечен, всемогущ, свят, а мы слабы и немощны, склонны к обольщению, заблуждению. И поэтому весьма легко проверить, стоим ли мы на истинном пути или сбились с дороги. И эта самопроверка свершается самым простым образом: взирая на ближнего – правого, виноватого, пригожего и не очень – мы, вглядываясь в собственные мысли и чувства, мгновенно определяем, что нами верховодит: Божественная благодать или самолюбие. И когда Божественная благодать является нашим маяком, тогда в отношении любого человека в глубинах сердца у нас и жалость, и сострадание, и желание ему спасения, и искусство не отождествлять его греховные немощи и недостатки с образом Божиим. И даже некая радость от того, что пред нами создание, сотворенное по образу Божию, и что мы имеем возможность исполнить в отношении этого богоизбранного существа заповедь Божию, будь то деятельное служение, или милосердие, или неосуждение, или иное какое доброе дело.

Вера, которая двигает горами (а такой горой является наше собственное произволение). Надежда, которая успокаивает и умиряет, то есть не посрамляет. Любовь, согревающая, если не души ближних (они могут и не принимать нашу любовь), то наше собственное сердце. Все эти добродетели, собравшись вместе, делают человека причастным мудрости, премудрости, которая не земного, душевного, бесовского происхождения, но снисходит свыше, бывает кротка, мирна, исполнена благих плодов и делает человека причастником Божества.

Благодарим Господа и чествуем святых мучениц Веру, Надежду и Любовь, которые, восприняв крест, одержали славную победу, столь для нас необходимую.


1 Ин. 12, 13.
2 Лк. 17, 5.
3 См.: Мф. 17, 20.
4 Ирмос 8-й песни покаянного канона.
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
декоративная горизонтальная черта
Проповедь