Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О дарах Спасителя

Спаситель нам дарует совершенное богопознание, чуждое какого-либо привнесения человеческой лжемудрости. В каждом из нас сокрыта жажда обрести истину. Эта жажда удовлетворяется, насыщается живым потоком благодати, которая по вере во Христа напечатлевает в нашем сердце познание об Отце, Сыне и Духе Святом.

00:18:19
О дарах Спасителя
Протоиерей Артемий Владимиров

Сегодня мы свершаем Божественную литургию воскресного дня по празднике Вознесения, который длится вплоть до кануна Троицкой родительской субботы, до пятницы. Десять дней разделяют восхождение Спасителя ко Отцу, восхождение как Богочеловека, Бога, облечённого в человеческое естество, и излияние на апостолов благодати Святого Утешителя Духа.

И все эти десять дней Христовы ученики пребывали в особом состоянии тишины, упразднения от всего житейского, полной сосредоточенности на молитве, свершали молитву и устную, соборную, и тайную, сердечную, названную евангелистом Лукой молением, которое исходит из глубин бессмертного человеческого духа.

И все они, последователи Спасителя, утешенные неоднократно являвшимся им Господом, наученные тайнам Царства Небесного, чаяли, ожидали чего-то для них совершенно непостижимого, таинственного, бесконечно значительного и спасительного — пришествия некоего Иного, нежели их Господь, Утешителя, и вместе с тем явления им, ученикам, Христа, только уже не телесным образом, как было в эти сорок дней, но иным, непостижимым, духовным явлением.

Думается, что и мы, в той мере, в какой Евангелие занимает место в нашей жизни, должны быть недалеки от напряжения душевных и телесных сил, зная, что в двунадесятые праздники, по слову Иоанна Лествичника, на Церковь изливается сугубая благодать, сугубые Божьи дары.

Ты, Господи, «восшед на высоту, пленил плен»1, то есть освободил нас от рабства диаволу,  «и дал дары человекам»1. Господь, бесконечно богатый в Своей милости, приготовил нам щедроты, сокровища, о которых не может и помыслить человек, чуждый упования. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»2. И конечно, очень хочется, чтобы ко Дню Святой Троицы, Новозаветной Пятидесятницы, мы с вами не оказались в числе ротозеев, людей с омраченным смыслом, неразумно просящим у Царя Небесного лишь земного и тленного, но были в числе любящих Господа, а значит, способных воспринять то неувядающее наследие даров Святого Духа, о которых свидетельствуют нам апостолы. Это требует, в первую очередь, веры, и ума, внимания, покаяния, благодарения, умения сохранять дары милости Божией, которые изливаются на нас на каждой Божественной литургии.

Вкратце помыслим, на основании того, что мы слышали на Тайной Вечери, что это за дары, которые Господь изливает на любящих Его? И особенно в день рождения Матери Церкви – в день, завершающий домостроительство нашего спасения? Речь идёт о празднике Святой Троицы, когда земля стала Небом, а немощные прежде ученики стали громкоголосыми трубами Духа Святого, так что голос двенадцати стал слышен во всех уголках вселенной. И не просто голос их стал слышен, но чрез них таинственно стала расти Церковь, ибо ежедневно по зову апостольскому прилагались и прилагаются к ней новые и новые бессмертные души, становясь Телом Христовым чрез Таинства Крещения и Причащения.

Что это за дары? Христос на Тайной Вечери возводит очи на небо и, при апостолах, ничего не скрывая, беседует с Отцом: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»3 — речь идет о страданиях и воскресении Его. И затем добавляет: «Ныне уразумели они, Мои ученики, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть... и все Мое Твое, и Твое Мое3 — то есть Мы, Отец и Сын, едины по Божеству. Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им ... открыл им имя Твое3, то есть даровал им совершенное богопознание. Видевший Меня видел  Отца4, то есть через Меня они имеют доступ к Тебе. И это главное дело для них да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»3.

Итак, Спаситель нам дарует совершенное богопознание, чуждое какого-либо привнесения человеческой лжемудрости. В каждом из нас сокрыта жажда обрести истину. Эта жажда удовлетворяется, насыщается живым потоком благодати, которая по вере во Христа напечатлевает в нашем сердце познание об Отце, Сыне и Духе Святом. Нет ничего более печального и мучительного, чем невежество, неведение, омрачённость, когда богоподобное существо по имени человек идёт мимо цели, точнее, вообще не ставит пред собой никакой небесной цели, но, словно пьяный, шатается и падает, плененный земною суетой. Это совершенно мучительно для бессмертного человеческого духа — жить неизвестно для чего и для кого, когда духовная жажда заменяется земными, по существу, животными потребностями и целями.

И далее Спаситель говорит: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (неприязни – церковносл.)5. Неприязнь — это ядовитые семена, которые диавол сеет в нашем естестве; страсти — дурные желания, не сообразованные с нашим духовным и телесным здоровьем. Если мы подлинно во Христе обретаем жизнь вечную, если вступаем в единение друг с другом в лоне Матери Церкви, если Дух Святой напояет каждую клеточку этого Тела Христова,  то есть осеняет нас Своей силою, то мы получаем замечательный дар избавления от диавола и того, что он производит в человеческих сердцах. А что он производит в человеческих сердцах? Неспокойствие, тревогу, смущение, мятеж, взаимную рознь, неприязнь, ненависть и всё то, что именуется адом на земле. Конечно, нужно много трудиться, чтобы не давать диаволу место в своей жизни. И Христос Спаситель Своих последователей избавляет от этой адской работы, от адского состояния и взамен сказанного проливает в наши сердца Божественный мир. Там, где Бог, там царствуют спокойствие, тишина, мир и согласие.

Это неоценимый дар небес, и всякий христианин может ясно и чётко, и совершенно определительно по состоянию своего сердца понять, куда ему должно двигаться. Если душа его постоянно трясётся, раздираема различными помыслами, желаниями, противоречиями, если ей не сидится на месте, всё не так, всё не по ней, ей хочется не быть, нежели пребывать в этом хаосе, значит, нужно обратиться к Спасителю, Который есть мир наш, вступить с Ним в благодатный союз чрез покаяние, веру, Причащение и упокоиться, успокоиться, вкусить благодатный мир, тишину, ту полноту бытия, которая делает земную жизнь блаженством.

И наконец Спаситель говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Действительно, человек кроткий и спокойный, рассудительный, доброжелательный и мирный не имеет никаких поводов к тому, чтобы конфликтовать и ссориться, враждовать и вступать в оппозицию к кому бы то ни было. Но чудный плод мирной души — это благодатный союз со всем человечеством, о котором говорит апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»6 — не враждуйте, не обижайтесь, не обижайте, отдаляйтесь, уходите в сторону, если человек не способен к единству и единомыслию, но не допускайте в сердце никакой розни.

Благодатное единство, единомыслие есть не что иное, как любовь, заповеданная Христом для Его учеников. Любовь есть царица всех добродетелей, превосходнейший дар, лучшее украшение нашей жизни. Проявляется любовь в том, что мы желаем всем существенно полезного, и не просто желаем, а по возможности служим им с бескорыстием, прославляя Господа, Который Сам есть Любовь распятая и воскресшая.

И последнее. Спаситель говорит: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они, Мои ученики, избавленные от неприязни, умиротворенные, то есть воспринявшие в сердце Божественную благодать, держащиеся единства с окружающими людьми, избегающие всяких ссор и обид, имели в себе радость Мою совершенную»3. Эта «совершенная радость» есть, конечно, не что иное, как Божественная литургия, Святая Евхаристия, которую свершает Церковь едиными устами и единым сердцем всех нас, это Сам Господь, Которого мы раскрытым, кающимся, сокрушенным и верующим сердцем принимаем под образом хлеба и вина.

Церковь есть Тело Христово, постоянно литургисающее, и именно здесь, в Божьем храме, на Божественных службах мы осуществляем то извечное назначение, которое даровал нам Господь: прославлять Отца и Сына и Святого Духа, вкушая Божественную Святыню и из разрозненных погибающих овечек становясь единым Телом Христовым, в котором всё прекрасно, гармонично, слаженно, нетленно; Телом, в котором каждый член имеет своё назначение, своё действование, своё служение, свои дары; Телом, где все служат всем, где нет эгоизма, себялюбия, потребительства, но звучит таинственная песнь хвалы и благодарения Отцу и Сыну и Святому Духу.

Мы приступаем с вами к Святому Приобщению и завершаем праздничную Божественную Литургию, готовясь оставшиеся дни провести в трезвении и собраться вновь в Церкви Божией в день поминовения усопших, в субботу, и затем на всенощной под праздник Божественной Троицы. Завтра чествуем святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, пророка России начала XX столетия, а в пятницу завершаем праздник Вознесения. Храни всех Господь и Матерь Божия.


1 Еф. 4, 8.
2 Кор. 2, 9.
3 Ин. 17, 1 – 13.
4 Ин. 14, 9.
5 Ин. 17, 15.
6 Рим. 12, 18.
Икона: «Троица Новозаветная»
Икона Святой Троицы (Новозаветная)
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные