Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О дружестве Христовых учеников

Явление воскресшего Христа, чудесный улов рыбы, невесть откуда взявшаяся трапеза, готовое кушанье утрудившимся апостолам – сплошные чудеса! – это, конечно, Божье даяние, но это Божье даяние адресовано не одному человеку, отчуждённому от прочих, но всем апостолам «вкупе». Чудеса свершаются в нашей жизни тогда, когда мы храним Богом заповеданное единство, когда мы если не любовны, то, по крайней мере, дружелюбны.

00:15:28
О дружестве Христовых учеников
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с наступающим воскресным днём и памятью преподобного Антония, отца всех иночествующих!

В конце III столетия он, избрав уединённое жительство, к концу своей долгой жизни собрал несколько тысяч любителей безмолвия, оставив после себя замечательно глубокие наставления о жизни во Христе, полезные для всякого ученика Христова. Их можно найти в сборнике «Добротолюбие».

Мы готовимся к завтрашней воскресной литургии. А ведь каждое воскресенье, как малая Пасха, ждёт нас, чтобы приобщить Божественной благодати, которая дарована нам Христом Спасителем, ради нашего спасения отдавшим Свою жизнь и победившим смерть Воскресением.

Каждый раз вечером в воскресение мы слышим то или иное свидетельство евангелистов о явлении им восставшего из мёртвых Учителя. Святой Иоанн Богослов говорит о том, как Спаситель предстал пред ними живым на море Тивериадском. Мы хорошо помним это повествование о чудесном улове, свершённом по благословению Спасителя после ночи безуспешных трудов. Помним о том, как Господь ласково и любовно встретил апостолов, назвав их «детками», «чадушками», приготовив на берегу для них на возжённом костре рыбу и рядом положив хлеб. Спаситель явил трогательную заботу о них, Своих учениках, чтобы и мы верили в Его попечительность о нас как Небесного Отца.

Поражённые осиянием Божественной благодати и мира, они, апостолы, пребывали в молчании и не смели бы прикоснуться к этой чудесной трапезе, если бы Сам Спаситель не преподал им рыбу и хлеб. Как Он служил ученикам на Тайной Вечере, омывая ноги и предлагая им вкусить от трапезы, которая завершилась Святой Евхаристией с преподаянем Тела и Крови Спасителя, так и здесь Он Сам заботится об учениках.

Обратим внимание сегодня на слова о том, что, осиротев после Голгофы и Крестной смерти Христа, ученики держались вместе, были «вкупе». И когда один из них, именно Пётр, высказал желание возвратиться к рыбному промыслу: «Иду рыбы ловити» (Ин. 21, 3), то и прочие жители Вифсаиды, городка при Галилейском озере, ответили тотчас: «Идём и мы с тобою». Это был Нафанаил (он же Варфоломей), апостол, в котором, по слову Христа, «не было льсти», лукавства; это были сыны Громовы: любимый (то есть более всех любивший Христа) ученик Иоанн и брат его Иаков – первый из апостолов, проливший мученическую кровь за Христа.

Мы помним, что по малодушию сам Симон (Пётр) отрёкся от звания ученичества, но любовь ко Христу не иссякла в его душе. И мы видим, что прочие не гнушались им как отверженным, – конечно, потому что Пётр уже пролил горячие слёзы покаяния, в отличие от Иуды, выпавшего из апостольского гнезда безвозвратно. Симон, который и по возрасту был старшим, и пользовался бо́льшим авторитетом как пламенно любивший Христа, держался ныне со смирением и скромностью, вспоминая слова Христа на Тайной Вечери: «Прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня» (Мф. 26, 34) – это в ответ на заверение Петрово: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33). Оставив вот эту самонадеянность, Пётр служил всем прочим, забыв свой возраст. Мы видим, как он бросился вплавь, едва лишь услышал от Иоанна: «Это Господь» (Ин. 21, 7). Видим, как он, когда Спаситель повелел вытащить сеть, не стал смотреть на тех, кто был моложе его, но сам, исполненный ревности и послушания, стал выполнять этот нелёгкий труд. Сеть едва не порвалась, – такой обильный улов принесло апостолам послушание.

И вот обратим внимание на это слово, что все они были «вкупе» – вместе. В течение трёх с половиной лет Спаситель взращивал эту апостольскую общину, которую по праву можно было назвать первой монашеской общиной. Они, ученики, оставили свои домы, свои мирские занятия, всецело посвятив себя служению Христу.

И хотя мы живём иной жизнью, однако и сейчас храм представляет собою некую общину людей, связанных не столько кровью, сколько духом. И это общение во Христе – нечто очень важное для последователей Спасителя, ведь мы вместе свершаем Божественную литургию. Неправильно думать, что её свершает священник. Нет, свершает её весь народ вкупе со священством, а лучше сказать, свершает её Сам Бог. Силою Духа Святого свершается Тайная Вечеря, приносится Бескровная Жертва, и в этом участвуют все – и малые, и великие, и пастыри, и пасомые.

И Господь в течение трёх с половиною лет помогал Своим ученикам изживать самолюбие, споры о первенстве, искание тёплого места, каких бы то ни было преимуществ. Апостолы на всю жизнь запоминали те священнодействия, которые являл им Бог, поставив малого ребёнка и возложив на его главу руку со словами: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 4). «Если не обратитесь и не будете как дети (речь идёт о неиспорченных, скромных, смиренных детях, чуждых тщеславия и гордыни), не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Взглянем на апостольские Послания, которые входят в Новый Завет. И едва ли не на каждой странице Посланий апостола Павла, как и прочих апостолов, мы увидим призыв к единомыслию и единодушию. «Имейте одни мысли» (Флп. 2, 2), –  речь идёт, конечно, не о том, чтобы мыслить стандартно и одинаково. Речь идёт о единстве в вере, единстве убеждений. Апостолы призывают опасаться эгоизма: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2, 4), выступая против розни, ссор, тяжб, вражды, почитая последнюю полным отступлением от заветов Христа. А как же иначе, если Спаситель, прощаясь с учениками, говорил им: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34), а Господь полагал жизнь за каждого из нас, являя в этом предел дружества и любви к Своему творению.

Итак, мы видим, что явление Воскресшего Христа, чудесный улов рыбы, невесть откуда взявшаяся трапеза, готовое кушанье утрудившимся апостолам – сплошные чудеса! – это, конечно, Божье даяние, но это Божье даяние адресовано не одному человеку, отчуждённому от прочих. «Я самый плохой или я слишком хороший, чтобы войти в круг общения с кем бы то ни было», – так действует гордыня, либо откровенно, когда человек верит в собственную исключительность, либо прикровенно, когда он заявляет на весь мир о своей никуданегожести. Но чудеса свершаются в нашей жизни тогда, когда мы храним Богом заповеданное единство, когда мы если не любовны, то, по крайней мере, дружелюбны, а если не дружелюбны, то, по крайней мере, боимся осуждения, и более всего боимся внутреннего осуждения и превозношения, которые являются апостасией, отступлением от Христа Искупителя, Его заповедей и Его Божественной благодати.

Итак, если нам несколько скучно или боязно жить в этом мире, или мы не чувствуем поддержки Небесного Отца, хотя хотели бы верить в неё, если мы истомлены и истощены тем, что в этом мире нет любви, и смотрим уже на окружающих с опаской и с подозрительностью, то нужно, очевидно, восполнить недостающее и сделать то, что делали апостолы, – они, вы видите, держались вместе и были готовы помогать друг другу.

«Я бы и рад держаться с кем-то вместе, предлагаю свою дружбу каждому встречному-поперечному, но от меня шарахаются». Такое тоже бывает. Однако, если даже мы не преуспеваем в нашем желании с кем-то подружиться (видимо, тоже есть основания у людей побаиваться нас), то нужно, по крайней мере, в мыслях, в духе, в глубинах сердца возносить искренние молитвы за приятных и не очень приятных, проявлять желание и тактично предлагать свою помощь (желательно тайно, а не явно), поспеть в нужный момент и поддержать человека, не стремиться к публичности и не афишировать свою благотворительность, но действительно быть человеком мягкосердечным и доброжелательным, а главное, молитвенно участвовать в судьбах людей.

Вот, наверное, те самые необходимые шаги, которые служат к сплочению, к единению христиан, к беспрепятственному возношению ума и сердца к Богу, к свершению Святой Евхаристии и причащению Святых Животворящих Таин, когда Сам Воскресший Спаситель нам является в духе, и мы чувствуем, зрим Его невидимое присутствие, и, соответственно, вступая с Ним в союз веры и любви, становимся счастливыми и блаженными людьми. Аминь.

Фреска: Господь Иисус Христос с учениками.
Иисус Христос с учениками
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные