Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О духовном слове и святителе Ионе

Проповедь о знамениях, сопровождающих живое слово. Человек, самоутверждающийся в своей речи, испытывает треволнения, а говорящий в духе Христовом пребывает в тишине и побуждается к молитве.

00:13:57
О духовном слове и святителе Ионе
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Воскресший Спаситель, как излагает это событие апостол Марк, являясь ученикам, выговаривает им за жестокосердие. Потому что и первые свидетели, мироносицы, и вторые, Лука и Клеопа, вернувшиеся из Эммауса, не встретили веры в учениках. Они, ученики, по свидетельству евангелиста, плакали и рыдали, оставаясь безутешными после того, как стали свидетелями страшной крестной смерти Спасителя.

Но Господь не призрачно, а воистину воскрес! И, засвидетельствовав об этом ученикам, показав им руки и ноги (следы страстей), вкусив мёда и рыбы во удостоверение телесности Своей, преподал им Божественный мир с повелением благовествовать Евангелие всей твари, всей вселенной. И те послушались Христа, после сошествия на них Духа Святого, а Господь содействовал им последующими знаменьми.

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы1.

Вот об этом выражении мы можем чуть подробнее поразмышлять.

Бог в подкрепление слов апостольских являл знамения: явления силы Божией имели место в апостольской проповеди. И мы помним, как это было. Как Пётр, обратившись к человеку, хромому от рождения, сказал: «Посмотри на меня. Сребра и злата нет у меня, но то, что имею, даю тебе: именем Иисуса Христа встань и иди»2. И человек, никогда не ходивший, во мгновение ока почувствовал, что что-то произошло с его ногами, не способными к хождению. Он вдруг стал прыгать от радости! Мы можем представить себе эти атрофировавшиеся сочленения, суставы, искривлённые конечности... Но так и написано: стал прыгать от радости и восклицал во всеуслышание, прославляя Господа.

И Книга Деяний апостольских свидетельствует о том, как Христос последствующими знаменьми утверждал апостольское слово. Например, Павел и Сила, заключённые в темницу, в ночи воспевали хвалу Сыну Божьему3. И все узники слышали, как они, скованные цепями, славят Воскресшего Христа. И вдруг соделалось землетрясение. Двери темницы (не одинарные, должно быть, а двойные, тройные) распахнулись настежь, и со всех узников как бы сами собою спали кандалы. Так что начальник тюрьмы, вообразив, что все убежали, даже хотел наложить на себя руки; но узнав, что дело совсем не так, принял Крещение от рук апостола Павла.

Обратившись к самим себе, мы, конечно, признаемся, что эти силы и знамения с нами не свершаются. Между тем мы имеем язык и слово и призваны делиться с ближними сокровищами веры. И в нашей жизни некие последующие знамения тоже имеют место, если мы действительно не лишены Божественной благодати, если наше слово приправлено солью и доставляет назидание слышащим. Какие это последствующие знамения в нашей речи? Те, кто имеет дело с живым словом, об этом сразу расскажут.

Если человек говорит по своей воле, если он самоутверждается, если он говорит не по воле Божией, если говорит не Христовым духом, то после своей речи он никогда не может успокоиться. Его душа приходит в состояние треволнения, он находится во взбудораженном состоянии и ещё мысленно перебирает свои слова, с кем-то спорит, кому-то противоречит, словом, не испытывает в душе никакого покоя и тишины. Напротив, если человек говорит в духе Христовом, то, изрекши что-либо, он ничего не теряет, как это бывает с теми, кто склонен к празднословию и осуждению, а только приобретает. Что он приобретает? Душа его находится в тишине, умиротворении, она славит Бога. Отец Иоанн Кронштадтский всегда благодарил Господа за то, что он, отец Иоанн Кронштадтский, произнес проповедь или поделился с ближними мыслями о вере. Сказанное слово не опустошает человека, а возбуждает в нём дух молитвословия, дух молитвы.

Некие последствующие знамения мы можем видеть и в наших ближних. Если наше слово вызывает огорчение, смятение, служит к розни – это одно. Если мы согласовали свое слово с волей Божией, если произнесли его в духе кротости и молитвы, то мирный, благой плод являет себя в сердцах ближних, и это весьма значительное и заметное знамение, то есть знак Божией благодати.

И в завершение два слова о митрополите Ионе. В 12 лет он, восчувствовав стремление к монашеской жизни, поступил в обитель где-то у себя, в далёком Сольвычегодске, а затем попал в Москву, в Симонов монастырь. Конечно, удивительно. В наше время мы в обителях немало можем встретить таких мальчиков – в монастырских сиротских домах призрения или родителями приведённых, – но что-то с ними бывает через четыре-пять лет... В 15–16 лет никого уже из этих подростков, как правило, в обителях не найдёшь.

Однажды святитель Фотий, который предшествовал будущему митрополиту Ионе на русской кафедре, зашёл в обитель Симоновскую в Москве и, осматривая её помещения хозяйственным оком, зашёл в просфорню. В это время будущий святитель Иона, лет 18–19-ти юноша, утомившись от раскатки теста (кто работал в просфорне, знает, что это очень тяжёлая работа), решил подремать на лавке и заснул.

Святитель Фотий, проходя по просфорне, обратил внимание на этого послушника, на удивительно чистый его лик и какое-то ангельское выражение лица. Тот спал. И своим проницательным оком святитель заметил, что на этом человеке почивает Божия благодать. Он предрек ему великое будущее в Русской Церкви и назвал его голубем, то есть чистой, кроткой птицей. Действительно, после этого в постриге будущий московский святитель получил имя Ионы, что значит «голубь». И, отличаясь большой силой характера, как бы мы сказали, волевым характером, он стяжал это опытное безгневие, отличался Христовой кротостью.

Ещё о нём можно сказать, что он, уже как епископ, очень любил Успенский собор Кремля, до него заложенный святителем Петром. Епископ Иона много содействовал благолепию Успенского собора и заботился о клиросах. В бытность его святителем, в XV столетии, там было какое-то удивительное пение, сладкопение. Не будем много говорить о его жизни, скажем только, что он погребен в Успенском соборе, который он так любил и в котором он молился и не оставил своим попечением этот собор и в последующие столетия. Говорят, и так значится в описаниях Успенского собора, что, когда Москва была французу отдана, была спалена пожаром, и французы как хищные волки рыскали по святыням и варварски эти святыни, если не уничтожали, то грабили: драгоценные оклады, киоты, ризы, то вот со святым Успенским собором, с ним что-то пошло не так. А это главный собор страны. Там Владимирская икона, там богатейшая ризница, вклады русских князей, царей, до сих пор остатки сладки там можно найти в музее. И когда французы наведались в этот собор, то какая-то сила, как пишут исследователи русской старины, воздействовала на этих мародеров. Они почувствовали какой-то ужас, какой-то суеверный страх и не сумели выполнить своего грабительского намерения. Будто бы сам Наполеон (то ли ему донесли, то ли он испытал на себе это) дал приказ не грабить этот собор так беспощадно, как все прочие. И сила эта исходила именно от гробницы святителя Ионы. Он, как ризничий или староста этого собора, несколько столетий спустя своей кончины Божией десницей навел страх и ужас на безбожных французов.

Мы с вами чествуем святителя Иону как одного из столпов московского благочестия.


1 Мк. 16, 17 – 18.
2 Деян. 3, 6.
3 Деян. 16, 25.
Икона святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Святитель Иона, митрополит Московский
декоративная горизонтальная черта
Проповедь