Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»

Проповедь в День Святой Троицы о молитве «Царю Небесный», в словах которой заключена тайна нашего спасения. Жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба.

00:08:57
О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
Протоиерей Артемий Владимиров

Сегодня мы с вами, милостью Божией, чествуем, славословим, молимся Святей Троице, Единосущной, Животворящей и Нераздельной, воспоминая евангельские слова о том, что Дух Святой ещё не сходил на землю, потому что Христос ещё не пострадал на Кресте. Но вот Он изрёк Марии Магдалине: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему1. И восходит Богочеловек в небесные обители, возносит человеческое естество превыше земли и неба, с тем чтобы, войдя в славу, которую имел Он, Господь, ещё прежде сложения мира, исходатайствовать и ниспослать нам живительную благодать Святого Духа, усвоение которой верою во Христа, Крещением и пребыванием в заповедях Христовых есть вечное спасение. И вчера мы призвали Утешителя Духа и будем отныне предначинать всякое моление словами: «Царю Небесный, Утешителю». И кратко вникнем в эти великие слова, за которыми стоит тайна нашего спасения.

Царь Небесный. Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой ниспосылает нам благодать из недр Божественного Существа и землю делает небом, делает нас, причастников благодати, гражданами Царства Небесного. И об этом нужно всегда вспоминать, зная, что жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба. И в уме нашем, и в сердце нашем, в помыслах, в намерениях, в чаяниях, устремлениях пусть главенствует небесное, как говорит Господь: о горнем мудрствуйте, а не о земном. Живя на земле и по необходимости имея земные попечения, будем и их обращать ко славе Царя Небесного. Все свершать, как учит нас апостол Павел, во славу Господа Иисуса Христа, променивая земное на небесное. Земные сокровища, так сказать, используя ради пользы ближних, будем непрестанно запасаться, умножать сокровище небесное – благодать Духа Святого.

Господь Дух Святой есть Царь, в отношении Которого мы, Его верноподданные, должны быть всегда верными нашему призванию, трепетными, богобоязненными. Ничто высокое не помышлять о самих себе, но со страхом и трепетом содевать наше спасение2, то есть привлекать смирением, чистотой и любовью благодать Святого Духа.

«Утешитель» – таким словом Христос наименовал третье Лицо Святой Троицы. Нет такой беды и скорби, болезни, таких тягостных обстоятельств, которые не развеяла бы Божественная благодать. Нужно лишь иметь веру в Него, Утешителя, меньше жаловаться окружающим, а лучше и вообще не жаловаться, но слушать чужие жалобы. И прибегать к Нему, Утешителю, зная, что всех, кто отвратился от этого скоропреходящего мира и всецело посвятил себя Господу, Дух Святой непременно и поддержит, и укрепит, трудности разрешит, болезни умалит и исцелит, и утешит так, как не утешает родная матерь. Ибо Он есть Бог, «Иже везде сый и вся исполняяй».

«Душе истины», – обращаемся мы к Святому Духу, прося Его наставить нас на всякую правду, избавить нас от всякой мысленной лжи, всякого заблуждения, всякого прельщения, соделать наше сердце простым, чистым, слова и поступки правыми, богоугодными. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, льнёт к истине, она ему приятна, она радостна для него. И, напротив, всякое лукавство, экивоки, всякое вранье, ложь оставляют всегда на душе осадок, отзываются тяжестью. И мы просим Господа, чтобы Он даровал нам всегда ходить во истине, ибо ложь от диавола, а Бог наш есть путь, истина и жизнь.

«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.

«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой2.

 Именно силою Духа Святого вспомоществуемая наша молитва привносит вечную жизнь в наши сердца.

«Прииди – молимся, – и вселися в ны». Слово «вселися» говорит о том, что благодать Божия посещает нас не только в храме и не только в час причащения, но она всегда сопребывает с богобоязненным христианином, её черпать мы должны в течение всего дня, а может быть, и части ночи. И просим Господа, чтобы Он никогда не расставался с нами и не отступал от нас, а Он и обещает нам всегдашнее сопребывание с нами. А значит, всего больше мы должны бояться греха, любого: и деятельного, и словесного, и мысленного, потому что грех единственный и может отлучить нас от этого дыхания жизни.

«И очисти ны от всякия скверны», – просим Господа Бога Духа Святого, чтоб Он хранил нас от пленения диаволу, от воспоминаний лукавых, от всякого преступления заповедей Божиих. Просим, чтобы Он очищал нас от страстей, которые, к сожалению, нам присущи. Просим Господа Бога, чтобы Он всегда Своей чистительной энергией соблюдал ясность ума нашего непременяемой, сердце хранил в мире и любви.

«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.

И мы с вами праздничную нашу службу продолжим вечерней и будем молиться Святой Троице о том, чтобы Дух Святый, некогда освятивший апостолов, прикоснулся и к нашим сердцам, а мы хранили, блюли и умножали Божественную благодать покаянием, молитвой и деятельной любовью.


1 Ин. 20, 17.
2 См.: Фил. 2, 12.
3 Ин. 7, 37 – 38.
Икона Святой Троицы.
Проповедь о духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь