Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О двух вероучительных источниках

Четвёртая беседа из цикла «Духовное образование». Именно в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви и пребывают, взявшись за руки, эти две чудесные посланницы небес, две сестры: Писание и Предание. Именно в лоне Церкви мы постигаем истину Христову без всякого умаления и прибавления, руководствуясь хором святых отцов, сложивших вслед за апостолами в сокровищницу Церкви всё, что внушил им Бог для нашего назидания.

00:10:28
О двух вероучительных источниках
Протоиерей Артемий Владимиров

Я приветствую вас, дорогие мои слушатели и друзья!

И должен сказать, что наше общение мало-помалу становится всё более глубоким, полнокровным. Бог созидает некие таинственные нити, соединяя сердца и говорящих, и слушающих. Благодатью Святого Духа мы узнаём друг в друге Христовых учеников, и над нами сбываются чудесные слова Спасителя:

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18, 20). Где двое или трое собраны во имя Мое, ради Меня, ради познания Отца в Сыне, там Я, ваш Господь, Наставник и Учитель, среди вас пребываю».

Это делает наши уроки тихими и мирными, воистину насыщающими, утоляющими бессмертные души, которые всегда алчут и жаждут единения с Воскресшим Христом.

Сегодня я напоминаю себе и вам, что Бог даровал нам два вероучительных источника, два ключа, два родника, которые бьют в лоне Матери Церкви. А Церковь Христова есть столп и утверждение истины, хранительница всего того, что Бог открыл нам о нашем спасении. Первый вероучительный источник – Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Всё оно богодухновенно, нас назидает, обличает, научает, утешает. И второй источник – Священное Предание. То, во что, по свидетельству священномученика Викентия Лиринского, христиане верили все, везде и всегда.

Таким образом, мы понимаем Священное Писание не так как придётся, но в свете Священного Предания. Выверяем истинность Священного Предания по Писанию, которому Предание никак не может противоречить. По существу, и Писание, и Предание – это дары Духа Святого, Кормчего Церкви, Который пребывает с нами неотлучно благодаря заслугам Господа Иисуса Христа, Его Крестной смерти, Воскресению, Вознесению, восхождению на небо и, собственно, ниспосланию в лоно Матери Церкви росы – животворящей силы Духа Святого.

Духовное образование, таким образом, и начинается с постижения умом и сердцем члена Церкви (или того, кто готовится стать членом Церкви) основ Священного Предания и азов Священного Писания. Это духовное молоко, питающее птенцов Христовых, – малых сих, верующих в Господа Иисуса Христа (см.: Мф. 18, 6).

Именно в лоне Соборной Апостольской Церкви и пребывают, взявшись за руки, эти две чудесные посланницы небес, две сестры: Писание и Предание. Именно в лоне Церкви мы постигаем истину Христову без всякого умаления и прибавления, руководствуясь хором святых отцов, сложивших вслед за апостолами в сокровищницу Церкви всё, что внушил им Бог для нашего назидания.

Это согласие святых отцов подобно россыпям звёзд, дружно льющим свои лучи на землю в ночное время;  оно подобно шуму чистых горных вод и рек, стекающих с вершин и напоявающих влагой долины. Согласие святых отцов, начиная с последователей апостолов, кончая ныне Церковью прославленными учителями и наставниками, подобно хору крылатых певцов, который встречает нас в лесу на рассвете, подобно хору пернатых, славящих Творца, не мешающих друг другу, но счастливо дополняющих друг друга своими чистыми и звонкими голосами.

Я, может быть, намеренно прибегаю к художественным образам, для того чтобы донести до вас, дорогие друзья, эту радость соборного постижения истины в лоне нашей никогда не ветшающей, всегда юной, постоянно обновляющей нас дыханием Святого Духа Матери Церкви.

И ни о каком духовном образовании и просвещении речи и быть не может, если мы не полюбим тех, кого Церковь именует святыми отцами и наставниками благочестия. Ведь апостолы передали Божественную мудрость мужам апостольским, а те – святителям. И у каждого из нас на слуху имена трёх вселенских святителей – Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова, которые самим числом своим свидетельствуют об источнике откровения, им сообщённого, – о Божественной Троице.

И все последующие наставники – святой Иоанн Дамаскин, святой Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, включая наших великих святителей, – одно имя святителя Филарета, митрополита Московского, обнимающее собою целую эпоху, чего стоит! – святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский; замечательный рупор Православия XX столетия архимандрит Иустин Попович, сербский святой, – все эти святые отцы, взявшись за руки, образуют собою некую благодатную ограду, некое зелёное, цветущее, плодоносящее ограждение, внутри которого мы, как малые дети, словно словесные овечки, пасёмся на Божьем лугу, питаясь апостольской истиной из рук Самого Господа Иисуса Христа, Которого они носили в себе, Который жил и действовал, и говорил чрез них.

Полюбим их писания, будем прилежно изучать их дома, сделаем настольным своим чтением их труды. И тогда наши занятия в воскресных школах, наши штудии в образовательных катехизаторских центрах принесут нам никогда не смолкающую радость. А ведь это ещё и радость взаимного общения Христовых учеников, собирающихся ради единого на потребу под сводами православных храмов.

Живопись: «Две сестры», Николя Луи Франсуа Госсе, 1850.
Николя Луи Франсуа Госсе. Две сестры. 1850
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные