Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Глас вопиющего в пустыне...»

Вспомним слова Евангелия, которые сегодня, в преддверии Богоявления, были оглашены в Церкви: «Глас вопиющего в пустыне» (Мк. 1, 3). Кто это вопиял в пустыне? Иоанн Предтеча. Но пустыней можно назвать и человеческое сердце, освобождённое, хотя бы временно, от всех земных попечений и житейских забот. А глас – это сам Господь Иисус Христос. По причащении Святых Христовых Таин голос Христа неслышно являет себя в глубинах нашего духа. И те, кто услышит голос Сына Божия, оживут, как говорит сам Спаситель.

00:10:52
«Глас вопиющего в пустыне...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём в преддверии праздника Крещения Господня! Во вторник – Сочельник. В этом храме и в нижнем храме будет освящена крещенская вода. И до вечера в нижнем храме она будет раздаваться, и послужит к освящению наших сердец, жилищ и всего Отечества. 19 января, в самый день Крещения, будет совершено ещё раз освящение воды.

А мы с вами, приобщившись Святых Христовых Таин, ещё раз возблагодарим Господа за Его неизреченный дар Святой Евхаристии. Вспомним слова Евангелия, которые сегодня, в преддверии Богоявления, были оглашены в Церкви: «Глас вопиющего в пустыне» (Мк. 1, 3). Кто это вопиял в пустыне? Иоанн Предтеча. Но пустыней можно назвать и человеческое сердце, освобождённое, хотя бы временно, от всех земных попечений и житейских забот. А глас – это сам Господь Иисус Христос. По причащении Святых Христовых Таин голос Христа неслышно являет себя в глубинах нашего духа. И те, кто услышит голос Сына Божия, оживут, как говорит сам Спаситель. И те, кто услышат голос Божий, получат извещение о воскресении из мертвых.

Действительно, цель пришествия Спасителя и цель наших благочестивых трудов – в том, чтобы душа, убитая грехом, воскрешена была ещё в этой жизни силою и действием Святого Духа и, освободившись от мрачного наследия страстей, обрела крылья, и свет, и силу от Господа, Который и опочил в ней сегодня, если мы с верою причащаемся Его Пречистых Тела и Крови.

Итак, будем внимательны сегодня к этому голосу, который действительно звучит в человеческой душе. Это не наши домыслы, но в Книге Откровения сказано: «Стою у сердца вашего, – причём не совне, а изнутри Господь стоит, – и стучу: отворите Мне, и кто услышит голос Мой, то Я к таковому войду и буду вечерять с ним» (см. Откр. 3, 20). А если мы прибавим к этой внимательности ещё исполнение всех прочих заповедей, первейшая из которых – заповедь о смирении нашем пред Богом и милосердии к людям, то Христос, войдя в наше сердце, сотворит его Своей обителью, в которой пребывает Он и Отец и Дух Святой, неизреченно обогащая душу Божественной благодатью.

Об этом, к сожалению, очень мало думают участники литургических собраний. Вот они на исповеди признаются: «Я не готов как должно. Я не прочитал всего положенного, я опоздал на двадцать минут на Божественную литургию. Всё у меня не так. Можно ли мне приобщиться?»  Можно, если есть покаяние и желание. Приобщились! А что дальше? А дальше – сокровенная жизнь во Христе, дальше особенное внимание ума к сердцу, дальше – благодарственное обращение к Создателю и ожидание того, что Он будет священнодействовать в нашем естестве, таинственно его возрождая и его претворяя в некий хрустальный чертог, в котором сияет благодать Отца и Сына и Святого Духа.

У нас всё иначе. Как-то худо-бедно мы готовимся, приобщились, и вновь умом и сердцем мы обращаемся к этому миру, совершенно не понимая, забывая, не памятуя о том, что этот дар Святого Духа должен жить и действовать, и умножаться в нас. И день Святого Причащения – совершенно особенный день! Конечно, он не препятствует общению с единомысленными, когда мы делимся любовью, светом, миром души, но особенно этот день себя раскрывает, если нам удаётся уединиться, мыслью возвратиться к Божественной литургии, вспомнить, с каким расположением мы приступали к Святой Чаше, что просили у Господа, чего чаяли, и от полноты благодарного сердца Ему в уединении перед отходом ко сну изливаем наши сердечные мысли и благодарения. Это не для всех, а для тех, кто понимает, о чём идёт речь.

И, заканчивая наше размышление, вспомним эти евангельские слова: «Глас вопиющего в пустыне». Вопиял Иоанн Предтеча, призывая к покаянию народ и говорил такие слова, повторяя изречение пророка Исаии:

«Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3, 5 – 6).

Что это значит? Это значит, что, причастившись Святых Христовых Таин, обретя свет ведения, мы можем хорошо разглядеть наши грехи и страсти, в нас дремлющие.

«Всякий дол да наполнится» (Лк. 3, 5). Дол или ущелье, низина, впадина – это человеческие грехи: малодушие, уныние, ненадеяние на помощь Божию, склонность к депрессивному, печальному состоянию, когда человек жалуется, ропщет, сетует. Вот Божественная благодать поднимает эту низину, и выравниваются пути Господни, то есть в человеке являет себя благодатная бодрость, надежда на милость Божию, ощущение того, что Господь с ним, радость, энергия жизни.

«Всякая гора и холм да понизятся» (Лк. 3, 5). Холм – это ещё более распространённые грехи: самонадеянность, самоутверждение, чувство, что я чем-то, а всё-таки лучше окружающих меня людей, комплекс собственной гнилой исключительности, высокомерие, осуждение. «Холм» этот должен понизиться, то есть мы должны увидеть, что един Господь свят, а мы немощные и грешные, Он – всё, а мы – ничто. И таким образом обрести благодатный мир и покой.

«Кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» (Лк. 3, 5) – то есть всякое лукавство, враньё, изворотливость, хитрость пусть будут заменены на простодушие, на естественность, на прямоту, неразлучную, впрочем, с любовью. Таким образом узрит всякая плоть – человеческая душа – спасение Господне.

Я думаю, что надо на этом заканчивать, потому что всё хорошо в меру. Выслушаем благодарственные молитвы.

Икона
«Се, стою у двери и стучу...»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные