Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О глубине жизни во Христе

Апостолы трудятся сначала бесплодно, но затем, по слову явившегося им воскресшего Спасителя, на глубине закидывают сеть, и она наполняется великим и дивным уловом. Это есть как раз и символ, и образ глубины жизни во Христе, которой жаждет человеческое сердце. Разочаровываться свойственно только тем, кто плавает на поверхности, только тем, чья вера в устах и перстах. Разочарование, неудовлетворённость как раз и является признаком того, что христианин ещё не докопался до глубинных родниковых вод, до Божественной благодати, которая с Таинства Крещения сокрыта в нашем духе, в недрах нашей природы.

00:10:39
О глубине жизни во Христе
Протоиерей Артемий Владимиров

Ещё раз поздравляем всех с праздником Богоявления!

Готовясь к завтрашней Божественной Евхаристии, ещё раз вспомним, как трудились апостолы в течение целой ночи, и только поутру, закинув сеть во глубину водную по слову Христа (до поры до времени не узнанного ими), обрели улов, который едва не прорвал самый невод. Достигши берега, они сподобились великой чести: почти из рук Самого воскресшего Христа, как малые дети от родителей, они были напитаны рыбой и хлебом. И настолько их сердца были исполнены Божественной благодати и радости богообщения, что никто из учеников не смел проронить ни единого слова, так что вполне сбылись слова Господа, на Тайной Вечере сказанные Его последователям: «И в тот день, когда узрите Меня, вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16, 23). Потому что человеческие уста молчат, когда сердце до краёв наполняется Божественной благодатью.

Всякий раз, когда мы слышим то или иное евангельское повествование, мы догадываемся о его глубине и о смыслах, не лежащих на поверхности. Евангелие часто говорит нам о том, что жизнь во Христе — вещь сокровенная. Она не подобна семени, лежащему на убитой, плотной дороге. Но воспринимается Евангелие самой заветной глубиной человеческого сердца. Именно там надлежит ученику Христову отыскать заветное сокровище — благодать Святого Духа. Именно там и туда нужно спрятать прекрасный жемчуг — нашу веру и нашу молитву ко Иисусу Христу. И на поверку немного людей, как удостоверяет нас Спаситель, которые обретают этот узкий путь и узкую тропинку к самим себе, внутрь себя, где сокрыто Царство Божие и где нас ожидает Царь Небесный.

Вот и апостолы трудятся сначала бесплодно, но затем, по слову явившегося им воскресшего Спасителя, на глубине закидывают сеть, и она наполняется великим и дивным уловом. Это есть как раз и символ, и образ глубины жизни во Христе, которой жаждет человеческое сердце. Разочаровываться свойственно только тем, кто плавает на поверхности, только тем, чья вера в устах и перстах. Разочарование, неудовлетворённость как раз и является признаком того, что христианин ещё не докопался до глубинных родниковых вод, до Божественной благодати, которая с Таинства Крещения сокрыта в нашем духе, в недрах нашей природы.

И апостолы по послушанию Спасителю закидывают невод, и их труды увенчиваются успехом. И для нас встаёт вопрос: «А как мне проникнуть в ту глубину, где сокрывается Бог? Что мне нужно сделать, чтобы моё сердце — не только рассудочная область и уж тем паче не словесные заверения в истине, — но самое сердце наполнилось Божественной благодатью, чтобы я осязал её духом своим? Ответ на это дают святые отцы, и он прост и ясен тем, кто хочет быть трудником, а не теоретиком.

И первое — это есть не что иное, как осознание полноты своей зависимости от Творца неба и земли, убеждённость, что ты — сотворённое Им существо, что Он по избытку благости Своей воззвал тебя к бытию. Он слепил твоё сердце, а не само собою оно явилось. А значит, Он пронизывает Своим взором самые глубины твоего сознания. И тот, кто упражняется в этом памятовании и доходит до сердечной убеждённости, что он без Него, без Господа, не может двинуть и перстом, что самые намерения сердечные его должны быть помазаны Божественной благодатью, тот спускается в эту заветную глубину.

Но помимо смирения, — а смирение как раз и состоит в том, чтобы познать себя как сотворённое и ограниченное существо, живущее единым Богом, — необходимо ещё вверить себя всецело в Его волю. Как птица вверяет себя воздушному потоку и летит, не делая лишних усилий, или как рыба плывёт по глубинному морскому течению, или как цветок тянется к источнику света и тепла. И захотеть вот так всецело принадлежать Богу, и Ему одному, чтобы Его святая воля, благая и совершенная, стала нашей волей, чтобы мы облобызали всякое Божие хотение и намерение, — великая вещь для христианина.

Вспомним, как в Ветхом завете Всевышний говорит об угодных Ему людях: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои (Деян. 13, 22). Или о пророке Данииле: «Даниил, муж желаний!» (Дан. 10, 11). И христианин должен постоянно обновлять в себе единственное желание — исполнение воли Божией. А в чём эта воля? В том, чтобы все в разум истины пришли и спаслись. Когда христианин взирает на всякого другого человека как на возлюбленное Божье создание, памятует о величии к нему любви Божией и скромно хочет содействовать этой воле Божией, то есть всякому человеку или делом, или словом, или молитвой, или даже просто сочувствием помогать найти в земной жизни своего Спасителя, — такое желание и есть любовь Христова.

Когда все эти три делания соединятся в одно, вот тогда сеть уйдёт на самое дно, и нам будет дарован обильный улов! «Река Божия наполнися вод» (Пс. 64, 10) — сердце полое, смиренное, раскрытое навстречу Богу, будет до краев наполнено Божественной благодатью. И тогда весь внешний круг нашей жизни, по слову Христа, чудесно сам собою усовершится.

Как апостолы увидели и рыбу, и хлеб, и питались из рук Божиих, так Господь прикладывает всё необходимое для земной жизни тому, кто в глубинах своего сердца встретил Создателя и говорит: «Господи, да будет, по любви моей к Тебе, Твоя святая воля со мною, слабым и немощным, и последним из всех созданий. Яви всем эту милость во славу имени Твоего святого». Аминь.

Мозаика собора Монреале
Чудесный улов рыбы. Мозаика собора Монреале
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные