Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О горе Фавор в нашем сердце

Проповедь в праздник Преображения Господня. Когда мы причащаемся, то растворяем со своим естеством то самое Тело, которое и просияло дивным Фаворским светом на горе Преображения.

00:13:50
О горе Фавор в нашем сердце
Протоиерей Артемий Владимиров

Сердечно поздравляю всех с праздником Господня Преображения, увенчивающим русское лето и знаменующим наступление осеннего времени, времени сбора плодов, благодарения за собранный урожай, в знак чего мы освящаем начатки собранного, посвящая его Господу.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии1.

И, наверное, слыша эти слова апостола Петра, каждый из нас думает о том, как бы ему сподобиться в своей земной жизни того, о чём предрекал Спаситель апостолам: «Есть среди вас некоторые, которые прежде смерти увидят Сына Человеческого, пришедшего в силе во Царствии Своем»2. А между тем это желание осуществляется всякий раз, когда мы с верой, покаянием и любовью удостаиваемся причащения Святых Христовых Таин. Ведь, когда мы причащаемся, то соединяемся, вкушаем, растворяем со своим естеством то самое Тело, которое и просияло дивным Фаворским светом на горе Преображения. И стало быть, по причащении Святых Христовых Таин мы и свершаем то восхождение, о котором читаем в Священном Писании, когда усерднейший Петр, Иоанн и Иаков последовали за Господом (в отличие от Иуды, по преданию, заснувшего тяжёлым сном грешного человека).

И действительно, так бывает, что многие из нас готовятся к Божественной литургии, прилагая определенные молитвенные и послушнические усилия, но не получается у них пребывать в этой готовности: и по причащении, когда, кажется, дело сделано, труды позади, Господь с нами, естественно, хочется отпустить вожжи и расслабиться, переключив внимание на земные предметы – трапезу, общение и всё прочее. Господь этого не запрещает, но напоминает нам: есть благая часть, которую избирает Мария, и которая от неё не отымется. Эта благая часть – удел души, по причащении Святых Христовых Таин себе говорящей: вот наступило моё время, вот наступила моя Пасха – вот Господь, Жених мой, грядёт, изойду в сретение Ему и подымусь вместе с Ним на эту гору собеседования с Троицей Единосущной и Нераздельной. И тот, кто настраивает себя таким образом, что основная подготовка, труд наш имеют место не до, а после причащения, на деле может узнать истину этих слов.

И действительно, когда в нас растворяется Тело и Кровь Господни, когда мы действительно пронизываемся с головы до ног Божеством Иисуса Христа, невозможное становится возможным. И самые суетные, непоседливые, многозаботливые – хотя бы на несколько минут – останавливаются в своём беге и устремляют внутренний взор вглубь себя, где и находится эта таинственная гора Фавор, на вершине которой – Сам Царь неба и земли, Господь господствующих и Царь царствующих. Именно после причащения – без всяких дополнительный усилий с нашей стороны, были бы у нас только разум и вера, понимание и благоговение – в душе устанавливается воистину Божественный строй мыслей, чувств и ощущений. И, только бы нам захотеть – и мы духовными очами видим, зрим, чувствуем, исповедуем присутствие Господа Иисуса Христа, присутствие, нас освящающее.

Заметим, что пред Спасителем предстоят Моисей и Илия. И вспомним слова Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец»3. Моисей знаменует собой альфу, а Илия пророк омегу. Начало – это сотворение мира и сотворение Адама, а омега – это антихристовы времена, это свидетельство пророка, сошедшего с небес, об Иисусе Христе, это конечная брань Агнца с тёмными силами и Его славная победа. После таинства причащения мы действительно можем прикоснуться и началу, и концу не только нашего бытия, нашего личного рождения и исхода, но и тайн сотворения и кончины мира. Действительно, причастник имеет особую благодать, даже не раскрывая Святую Библию, вспомнить о том, как Бог из девственной персти сотворил Адама и вдохнул в него дыхание жизни – благодать Святого Духа. Такой девственной перстью являются по причащении наши душа и тело. Дыхание Божие – это благодать Утешителя Духа, освящающая причастника. Не будем говорим о многом, но, если бы кто возымел усердие и возможность на малое время уединиться, он мог бы вспомнить всё, что только бы ни захотел из тайн сотворения мира.

Илия пророк возвещает кончину времен, обстоятельства пришествия Спасителя. Между прочим, старец Амвросий Оптинский рекомендовал причастникам читать Книгу Откровения, потому что судьбы Божии, судьбы Церкви Божией на земле в час безвестного Пришествия Христова, духом постигаются тогда, когда Христос в нас. Тогда-то душа и может помолиться о том, чтобы Господь сподобил её, по образу Илии пророка, в тот безвестный час вознестись на небо вместе с избранниками Божиими к престолу Творца, минуя все демонские козни – настолько бывает необычным, светлым и возвышенным сердце причастника, его умонастроение.

Вспомним, наконец, о светлом облаке, которое осенило Христа и апостолов, так что они убоялись зело и, как мы видим на иконе, пали, словно мертвые, ниц, так что Спаситель даже прикоснулся к ним со словами: «Восстаните, не бойтесь». Вот это светлое облако Божией благодати, несомненно, осеняет всякого причастника. Нужно только иметь уши и очи духовные, чтобы слышать и видеть происходящее внутри нас самих. А мы слышим этот голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте».

Когда преимущественно нам слышен безгласный голос Христа в глубинах нашей совести? Именно по причащении Святых Христовых Таин, когда душа бывает очищена, избавлена от всякой суеты, грехи её отошли в сторону и, превратившись в слух, мы действительно вступаем в общение со Словом, таинственно в нас сущим, таинственно пребывающем в нас. И чем долее христианин удержит это необычное, вышеестественное, облагодатствованное состояние, тем удостоверительнее его сердце поймёт, что Господь стоит уже не вне кельи души, а внутри её и стучит, говоря: «Отворите мне, да войду и буду с вами вечерять».

Того послушайте. Если мы разумно, не взирая ни на какие земные препятствия, в этой келье своего сердца будем пребывать, Господь много даёт причастнику, облегчает его внутренний крест, просвещает его, так что иногда мы как будто семимильными шагами движемся к Царствию Христову, укрепляемые Божией благодатью, в точном соответствии с обещанием Христа, что вот, иные прежде физической смерти увидят Сына Божиего, грядущего со славою во Царствие Его.

И наконец, в Псалтири есть замечательные слова о святых или освященных Богом причастниках: Вкусите и видите, яко благ Господь; приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся; на нём же – на причастнике – процветет святыня Моя». То есть мы познаём тайну Преображения, тайну Божества Господа Иисуса Христа преимущественно в святой Евхаристии, если исполняем маленькое условие, о котором тоже написано в Священном Писании: На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих. Аминь.

Поздравляем всех с праздником Преображения.


1 Мф. 17, 4.
2 Ср.: Мф. 16, 28.
3 Откр. 1,  8.
Икона Преображения Господня.
Преображение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь