Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О горе Фавор в нашем сердце

Проповедь в праздник Преображения Господня. Когда мы причащаемся, то растворяем со своим естеством то самое Тело, которое и просияло дивным Фаворским светом на горе Преображения.

00:13:50
О горе Фавор в нашем сердце
Протоиерей Артемий Владимиров

Сердечно поздравляю всех с праздником Господня Преображения, увенчивающим русское лето и знаменующим наступление осеннего времени, времени сбора плодов, благодарения за собранный урожай, в знак чего мы освящаем начатки собранного, посвящая его Господу.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии1.

И, наверное, слыша эти слова апостола Петра, каждый из нас думает о том, как бы ему сподобиться в своей земной жизни того, о чём предрекал Спаситель апостолам: «Есть среди вас некоторые, которые прежде смерти увидят Сына Человеческого, пришедшего в силе во Царствии Своем»2. А между тем это желание осуществляется всякий раз, когда мы с верой, покаянием и любовью удостаиваемся причащения Святых Христовых Таин. Ведь, когда мы причащаемся, то соединяемся, вкушаем, растворяем со своим естеством то самое Тело, которое и просияло дивным Фаворским светом на горе Преображения. И стало быть, по причащении Святых Христовых Таин мы и свершаем то восхождение, о котором читаем в Священном Писании, когда усерднейший Петр, Иоанн и Иаков последовали за Господом (в отличие от Иуды, по преданию, заснувшего тяжёлым сном грешного человека).

И действительно, так бывает, что многие из нас готовятся к Божественной литургии, прилагая определенные молитвенные и послушнические усилия, но не получается у них пребывать в этой готовности: и по причащении, когда, кажется, дело сделано, труды позади, Господь с нами, естественно, хочется отпустить вожжи и расслабиться, переключив внимание на земные предметы – трапезу, общение и всё прочее. Господь этого не запрещает, но напоминает нам: есть благая часть, которую избирает Мария, и которая от неё не отымется. Эта благая часть – удел души, по причащении Святых Христовых Таин себе говорящей: вот наступило моё время, вот наступила моя Пасха – вот Господь, Жених мой, грядёт, изойду в сретение Ему и подымусь вместе с Ним на эту гору собеседования с Троицей Единосущной и Нераздельной. И тот, кто настраивает себя таким образом, что основная подготовка, труд наш имеют место не до, а после причащения, на деле может узнать истину этих слов.

И действительно, когда в нас растворяется Тело и Кровь Господни, когда мы действительно пронизываемся с головы до ног Божеством Иисуса Христа, невозможное становится возможным. И самые суетные, непоседливые, многозаботливые – хотя бы на несколько минут – останавливаются в своём беге и устремляют внутренний взор вглубь себя, где и находится эта таинственная гора Фавор, на вершине которой – Сам Царь неба и земли, Господь господствующих и Царь царствующих. Именно после причащения – без всяких дополнительный усилий с нашей стороны, были бы у нас только разум и вера, понимание и благоговение – в душе устанавливается воистину Божественный строй мыслей, чувств и ощущений. И, только бы нам захотеть – и мы духовными очами видим, зрим, чувствуем, исповедуем присутствие Господа Иисуса Христа, присутствие, нас освящающее.

Заметим, что пред Спасителем предстоят Моисей и Илия. И вспомним слова Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец»3. Моисей знаменует собой альфу, а Илия-пророк омегу. Начало – это сотворение мира и сотворение Адама, а омега – это антихристовы времена, это свидетельство пророка, сошедшего с небес, об Иисусе Христе, это конечная брань Агнца с тёмными силами и Его славная победа. После таинства причащения мы действительно можем прикоснуться и началу, и концу не только нашего бытия, нашего личного рождения и исхода, но и тайн сотворения и кончины мира. Действительно, причастник имеет особую благодать, даже не раскрывая Святую Библию, вспомнить о том, как Бог из девственной персти сотворил Адама и вдохнул в него дыхание жизни – благодать Святого Духа. Такой девственной перстью являются по причащении наши душа и тело. Дыхание Божие – это благодать Утешителя Духа, освящающая причастника. Не будем говорим о многом, но, если бы кто возымел усердие и возможность на малое время уединиться, он мог бы вспомнить всё, что только бы ни захотел из тайн сотворения мира.

Илия-пророк возвещает кончину времен, обстоятельства пришествия Спасителя. Между прочим, старец Амвросий Оптинский рекомендовал причастникам читать Книгу Откровения, потому что судьбы Божии, судьбы Церкви Божией на земле в час безвестного Пришествия Христова, духом постигаются тогда, когда Христос в нас. Тогда-то душа и может помолиться о том, чтобы Господь сподобил её, по образу Илии-пророка, в тот безвестный час вознестись на небо вместе с избранниками Божиими к престолу Творца, минуя все демонские козни – настолько бывает необычным, светлым и возвышенным сердце причастника, его умонастроение.

Вспомним, наконец, о светлом облаке, которое осенило Христа и апостолов, так что они убоялись зело и, как мы видим на иконе, пали, словно мертвые, ниц, так что Спаситель даже прикоснулся к ним со словами: «Восстаните, не бойтесь». Вот это светлое облако Божией благодати, несомненно, осеняет всякого причастника. Нужно только иметь уши и очи духовные, чтобы слышать и видеть происходящее внутри нас самих. А мы слышим этот голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте».

Когда преимущественно нам слышен безгласный голос Христа в глубинах нашей совести? Именно по причащении Святых Христовых Таин, когда душа бывает очищена, избавлена от всякой суеты, грехи её отошли в сторону и, превратившись в слух, мы действительно вступаем в общение со Словом, таинственно в нас сущим, таинственно пребывающем в нас. И чем долее христианин удержит это необычное, вышеестественное, облагодатствованное состояние, тем удостоверительнее его сердце поймёт, что Господь стоит уже не вне кельи души, а внутри её и стучит, говоря: «Отворите мне, да войду и буду с вами вечерять».

Того послушайте. Если мы разумно, не взирая ни на какие земные препятствия, в этой келье своего сердца будем пребывать, Господь много даёт причастнику, облегчает его внутренний крест, просвещает его, так что иногда мы как будто семимильными шагами движемся к Царствию Христову, укрепляемые Божией благодатью, в точном соответствии с обещанием Христа, что вот, иные прежде физической смерти увидят Сына Божиего, грядущего со славою во Царствие Его.

И наконец, в Псалтири есть замечательные слова о святых или освященных Богом причастниках: Вкусите и видите, яко благ Господь; приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся; на нём же – на причастнике – процветет святыня Моя». То есть мы познаём тайну Преображения, тайну Божества Господа Иисуса Христа преимущественно в святой Евхаристии, если исполняем маленькое условие, о котором тоже написано в Священном Писании: На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих. Аминь.

Поздравляем всех с праздником Преображения.


1 Мф. 17, 4.
2 Ср.: Мф. 16, 28.
3 Откр. 1,  8.
Икона Преображения Господня.
Преображение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные