Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О касании Божества

Проповедь на восьмое воскресное евангельское чтение. «Не прикасайся ко Мне...» — сказал Спаситель Марии Магдалине не потому, чтобы не любил её или отвергал её, но с единственной целью: чтобы она усвоила себе правые понятия о Нём — не только Человеке, Учителе, но и Боге — Премудрости Всемогущей.

00:12:51
О касании Божества
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём воскресным, шестым по Пасхе, когда читается евангельское повествование об исцелении Господом слепорождённого. Чествуем сегодня блаженную Ксению Петербургскую. Поздравляем матушку игумению и всех, нареченных этим святым именем, с летним днём Ангела. На наступающей седмице в понедельник — третье обретение главы Крестителя Господня. Среда — отдание Пасхи и одновременно предпразднство Вознесения Господня. В среду вечером — всенощная под двунадесятый праздник, который всегда приходится на четверг, — сороковой день от восстания Христа из Гроба. От Вознесения до Троицы, Новозаветной Пятидесятницы, остается десять дней. В завершение седмицы, в пятницу — память святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского.

Если бы мы жили с вами в восемнадцатом веке, то был бы очень большой праздник в субботу — 12 июня по новому стилю — день преподобного Исаакия Далматского, которому посвящен собор в Санкт-Петербурге — день рождения Петра Великого. Он бы, наверное, смотрел бдительно, пришел народ молиться или нет, в этот царский день.

Мы с вами продолжаем служение утрени и унесём в памяти слово Христово, обращенное к ревностной ученице Господа Марии Магдалине:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»1.

 

«Не прикасайся Мне — ещё не восшел ко Отцу Моему и Отцу вашему». Она было хотела пасть ниц пред Учителем, смерть Которого горячо оплакивала, но ещё имела смутное понятие о том, что смерть Спасителя не была вынужденной, но добровольной, и допустил до Себя смерть Тот, Кто не должен был умереть как не сотворивший греха. Но если и допустил, ради нас умерев и восстав из Гроба, то только для того, чтобы снять тяготевшее над людьми проклятие и подарить им Своё Божество, дать каждому потомку Адама вступить в единение с Богом, единение существенное, ибо соприкосновение с Божеством, союз с Божеством — это и есть вечная жизнь, спасение, Царство Небесное.

«Не прикасайся», — сказал Спаситель Марии не потому, чтобы не любил её или отвергал её, но с единственной целью: чтобы она усвоила себе правые понятия о Нём — не только Человеке, Учителе, но и Боге — Премудрости Всемогущей. Вспомним, какое крайнее благоговение являли в отношении Создателя, Творца неба и земли, Его слуги и друзья. Вспомним, как Моисей, кротчайший из живущих на земле людей, преклонил колено пред купиной — терновым кустом, из среды которого говорил с ним Бог, и как он услышал голос Божий: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая»2. И впоследствии Моисею было сказано, что человек не может увидеть лица Господня3.

И, вместе с Марией Магдалиной исповедуя Воскресшего и истинным безгрешным человеком, и Всемогущим Богом, нам надлежит исполниться такого же благоговения и страха, трепета — а это выражение любви к Небесному Отцу, — каким были исполнены сердца апостолов и пророков. И взращивать в себе этот святительный страх Божий необходимо, потому что Сам Бог говорит: «На кого воззрю (посмотрю), токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих»4. Действительно, среди учеников Христа не встретим самоуверенных, гордых, небрежных, нахальных, дерзких, развязных, невоспитанных, распущенных, но, созерцая лица апостолов, мироносиц, а ещё прежде пророков, увидим совсем иное устроение — крайнее смирение, потаённый сердца человек в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа5.

И есть хороший способ проверить, имеют место в сердце начатки страха Божьего — благоговения, любви к Создателю, Искупителю и Судии нашему — или ещё не имеют. И проверить себя можно и должно, вспомнив иное слово Божие: «Не прикасайтеся помазанным Моим»6. А ведь все мы, крещёные люди, имеем помазание, говорит святой Иоанн Богослов. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас»7, самое сие помазание вас назидает и просвещает. Помазание, преподанное в час нашего духовного возрождения, когда, выйдя из купели, очищенные от грехов, мы слышали слова священника над собой: «Печать Дара Духа Святого» — и мирром нам была поставлена видимая печать, а невидимо, но осязательно для сердца мы были помазаны Духом Святым и сочетались с Божеством Господа Иисуса Христа, сочетавшись с Ним и по человечеству, ибо со Христом умерли и воскресли в купели Крещения.

«Не прикасайтесь к помазанным Моим». Если мы хотим действительно удостовериться в том, что Дух Господень с нами пребывает, нас наставляет, ведёт, очищает, освящает, вдохновляет, спасает, то есть один верный признак, что мы действительно сочетаны с Господом: обращаясь с людьми, мы должны быть очень осторожны и трепетны и даже мыслью должны бояться прикоснуться к помазанным, то есть запачкать одной мыслью человека. Какой мыслью? Горделивой, нечистой, блудной, недоброй, злой и иной какой. Через слово также можно нехорошо прикасаться к ближним, говоря о них что-то уничижительное, ироничное, то, что пронизано духом неприязни, нечистоты. Не говорю о прочих прикосновениях, иные из которых так опасны и губительны для души и тела.

Итак, если мы желаем не просто соприкоснуться с Божеством, но всего Спасителя воспринять, приступая к Святой Чаше, и если мы разумно читаем молитвы к Святому Причащению: «Господи, недостоин, как блудница, как кровоточивая, как разбойник, на кресте распятый, как Павел, прежде гонящий Тебя, со страхом вопию Тебе: “Помилуй мя”», если мы желаем Самого Христа восприять как Царя царей, Небесного Друга и Спасителя в недра собственной души, то должны совершенно по-особенному относиться к людям, храня определенную дистанцию — это же драгоценные Божьи создания! — желать им только добра, молиться об их спасении, содействовать всякому благу, служить им, памятуя, что в каждом сокрывается Сам Бог, и таким образом, через исполнение заповеди о любви к ближнему восходить к постижению нашего Творца, Который гораздо более нас желает быть с нами, призывая нас на Божественный пир в Таинстве Причащения.

Христос воскресе! Воистину воскресе!


1 Ин. 20, 17.
2 Исх. 3, 5.
3 Ср.: Исх. 33, 20 – 23.
4 Исайя 66, 2.
5 См.: 1 Пет 3, 4.
6 Пс. 104, 15.
7 1 Ин. 2, 27.
Мозаичное панно: Явление Господа Иисуса Христа Марии Магдалине.
Явление Господа Иисуса Христа Марии Магдалине
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные