Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О кресте самоуничижения

Воздавая Господу славу, никогда не должно лишать свою душу самоукорения, потому что, если внешние обстоятельства складываются мирно и спокойно, это не значит, что христианин здесь, на земле, может почивать на лаврах. Ему пусть будет свойственно всегда критичное, строгое, взыскательное отношение к самому себе.

00:10:00
О кресте самоуничижения
Протоиерей Артемий Владимиров

Мы завершили с вами, дорогие братья и сестры, богослужение Великого Пятка, и готовимся к вечерне и выносу плащаницы. В четырнадцать часов будет совершена служба в храме Всех Святых и в храме Алексия, Божьего человека.

Предстоя пред распятием, взирая на Спасителя, безгрешного и непорочного Агнца, Который подъемлет, берёт на Себя грехи всего мира, вспоминаем слова евангелиста Матфея:

«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16).

Удивительно, что Богочеловек, Свет истинный, здесь, среди Своих творений, в которые Он вложил Свой бессмертный образ, даровал им тягу к Источнику света, – встретил такое непонимание, озлобление, отвержение, исступленную ненависть. Так что эти творения всё, что могли изобрести, по наущению падшего духа, в отношении умерщвления Господа Иисуса Христа, –  всё сотворили. И это было столь ужасно, что само солнце, как мы знаем, сокрыло лучи свои, наступила тьма, вплоть до исхода Сына Божьего непорочной душой в преисподние области.

Очевидно, что всё, имевшее место, Господь предпринял с одной целью – уврачевать падение Адама. Это падение было столь глубоким и ужасным, что восприятие на Себя ответственности, вины за падение Адама и выразилось в крестной смерти Спасителя и Его гефсиманских муках.

Однако через эту скорбь Господь взошёл к неувядаемой славе. И самые крестные страдания Спаситель именовал «славой». Беседуя с Небесным Отцом, Он говорил: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Воистину, спасённые люди и воздают славу Господу, на Кресте висящему, чествуя Его милость и долготерпение. Видимо, это абсолютный нравственный закон, необходимый для каждого из нас: именно готовность воспринять горькую чашу, для того чтобы вкусить чашу сладкую. Как говорит апостол Павел: «... Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Многими скорбями надлежит нам усвоить Царство Небесное.

Сам Спаситель Своим ученикам говорил: «...В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33) – то есть неизбежно встретитесь с трудностями и испытаниями. И, говоря о внутренней жизни христианина, Своего последователя, Спаситель произносит очень важные слова: «...Унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11). Уничижающий себя будет вознесён. Очевидно, что в каждом из нас в наследие от Адама сокрыт горький корень гордыни или самости, который при небрежении, невнимании, незнании обязательно прорастает в глубинах сердца и отравляет всю жизнь человека, а может быть, и человечества, действуя разрушительно и на образ мыслей, и на образ жизни, и на внутренний, и на внешний круги нашего бытия.

Соответственно, желающему воспринять от Господа благодатные средства к очищению и освящению предлежит этот закон – отвержение внутренней гордыни и восприятие креста, мужественное, благодушное и благодарное перенесение всего, что нам необходимо для уврачевания нашего естества. И этот закон восприять нужно не пассивно лишь, как данность, но активно, то есть приложить своё произволение. И выражено это в словах: «Уничижающий себя будет вознесён».

Соответственно, святые отцы утверждают, что, помимо тяготения к Богу или молитвы, нам совершенно необходим подвиг самоукорения, которое, безусловно, должно быть незаметным и тайным, но должно сдабривать собою весь наш земной подвиг. Это самоукорение выражается в том, чтобы всегда находить свою вину, никогда  не превозноситься пред окружающими, не считать их низшими себя, не требовать от них отчета, в том смысле что человек всегда должен спрашивать прежде всего с себя самого. И, безусловно, необходимо всегда подмечать свои слабости и падения и тотчас обнажать их пред лицем безгрешного Господа, вместе с разбойником почитая себя достойным всего того, что представляется нам горькой чашей, выражая уверенность, что это горькое лекарство необходимо для нас, спасительно для нас, выражая благодарение Промыслу Божию, который узким путём ведёт нас к широте спасения.

И Спаситель, взирая на нас со Креста, ободряет каждого крестоносца в словах: «...И где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Однако эти слова говорят не только о Кресте, но и о пребывании в недрах Отца, как Спаситель нас уверяет: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17, 24).

Вот на это умонастроение и нужно самого себя приуготовлять, с тем чтобы, воздавая Господу славу, никогда не лишать свою душу самоукорения, потому что, если внешние обстоятельства складываются мирно и спокойно, это не значит, что христианин здесь, на земле, может почивать на лаврах. Ему пусть будет свойственно всегда критичное, строгое, взыскательное отношение к самому себе. И так, вольно смиряясь пред лицем всесовершенного Бога, он всегда будет пользоваться Его благоволением, поддержкой и ходить в мире и радости в надежде на Его милость. Аминь.

Фреска: Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.
Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные