Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О кротости и смирении

Что такое смирение? Это познание, что Бог – мой Создатель, Спаситель и Судия. Он образовал меня в утробе матери. Он вложил в меня Свой бессмертный образ. Он – мое всё. Взятый сам по себе, в отрыве от Бога, я тотчас рассыпаюсь на атомы. Смирение – это состояние ощущения своей немощи, слабости и полноты упования на Господа.

00:16:23
О кротости и смирении
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с субботним днём и с днём преподобного Саввы Освященного – одного из самых замечательных в истории Церкви подвижников благочестия, который с восьми лет по собственному желанию ушёл в обитель, влекомый Божественной благодатью, и восходил со ступени на ступень на высоту просвещения, став всемирным учредителем монашества, то есть ангельского служения здесь, на земле, основав Великую Лавру, и поныне действующую неподалеку от Иерусалима. И под сводами этого монастыря Духом Божиим возрастали не менее великие подвижники Церкви. Один из них – святой Иоанн Дамаскин, память которого мы с вами  свершали 17 декабря.

Дело святого Саввы и поныне живёт, потому что он составил годовой устав богослужения, и ныне употребляемый, по которому живёт и Русская Церковь. Пример святого Саввы – образ человека, который ровно и гармонично восходил к освящению своей души без всяких симптомов и уклонений переходного возраста. Нынче вот некоторые считают, что переходный возраст – это просто данность, печальная необходимость, притом что возраст этот затягивается неизвестно до какой фазы. И каких только глупостей и гадостей сегодня мы не объясняем словами «переходный возраст», «игра гормонов» и прочими!

Вот святой Савва был Божиим избранником, который своей жизнью доказывает, что человек может, если с захочет, с Божией помощью владеть собой. Точнее, Божья благодать всё упорядочивает, гармонизирует, выравнивает, освящает, и вся забота наша состоит в одном-единственном – чтобы не терять эту благодать, а значит, исполнять завет Христов, который мы сегодня слышали в Евангельском чтении, посвященном святому Савве:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»

(Мф. 11, 28 – 30).

Вот этот благодатный покой, умиротворение, радость, просвещение души, полнота внутренней жизни и есть и земное, и вечное человеческое счастье, и есть исполнение мечты всякого разумного создания, потому что ничто внешнее не насытит, не успокоит нас. Напротив, чем больше внешних приобретений и имений, тем больше волнений. У нас здесь, в нашей обители, молятся сейчас в этом храме четыре миллионера – вот они. Посмотрите друг на друга – сразу увидите их. Спросите, счастливы ли они? Для прессы можно сказать: «Я всем доволен», – а на деле беспокойства сплошные: как бы не «заморозили» эти миллионы, как бы не взломали воры квартиру.

Истинное счастье, покой, умиротворение человеческой души – только на путях исполнения заповедей Христа. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». И тот, кто будет так хорошо воспитан с детских лет, что станет размышлять о кротости и смирении, не будет знать никаких издержек переходного возраста или власти гормонов над падшей человеческой природой, будет светлым, чистым и радостным человеком.

Остается только выяснить, в чём же тайна слов «смирение и кротость сердца», и как их обретать? Об этом сегодня уже, наверно, некогда говорить. Или рассказать? Кратко только можно сказать.

Кротость. Кроткий, короткий, укротить, укрощённый – вот в этом корне славянского слова содержится ясное значение: нужно обрезать сердце своё, отсечь суетные мысли, желания, попечения. Мы жадными глазами смотрим на этот мир, мы познаём его, мы хотим овладеть им. Отсюда и пошлая философия общества потребления: потреблять, пожирать, захватывать. Но разве может человек насытиться общением с миром? Никогда. Многие миллиардеры, приобретя уже на земле что можно и нельзя, начинают покупать планеты. И нет этому удержу. И кротости тоже нет, потому что, чем больше дров, тем больше огня, и душа распространяет эти щупальцы осьминога, пытаясь впитать в себя, вобрать, всосать весь вещественный мир.

А Христос Спаситель говорит нам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И кто внимательно читает Евангелие, может увидеть, что Спаситель как Человек всегда устремлялся мыслью, сердцем, духом ко Отцу. Он говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). «Вы от нижних, Я от вышних» (Ин. 8, 23). И каждый из нас, христиан, должен укрощать себя в том смысле, чтобы особенно не распространять щупальцы в вещественном мире, но устремляться духом к Небесному Отцу. «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли».

Соответственно, кротость – это благодатное состояние, познать которое мы можем тогда, когда все наши желания и чаяния соединим с Небесным Отцом, с Божественной благодатью, с Царством Христовым. А здесь, на земле, будем смотреть на всё, как блоковская незнакомка – хладным взором.

Итак, кротость – укрощение своих мыслей и желаний и соединение нашего духа со Христом, Который единственно и может насытить наше сердце и насыщает его Своею благодатью, особенно на Божественной литургии. Мы сегодня, приобщившись Святых Христовых Таин, спокойны, мирны, радостны.

Смирение – это ещё большая тайна, чем кротость. Если кротость постигается на путях обращённости к Богу и забвения земных, чувственных, преходящих благ, то смирение – это вертикаль, которая дана человеку, устремлённому всем существом к Богу. Что такое смирение? Это познание, что Бог – мой Создатель, Спаситель и Судия. Он образовал меня в утробе матери. Он вложил в меня Свой бессмертный образ. Он – мое ВСЁ. «Александр Сергеевич Пушкин – наше всё» совершенно в ином отношении: он отразил красоту русской души во всем её богатстве. А вот Бог – это действительно моё ВСЁ! Без Него не до порога. Без Божественной благодати как без воды: и ни туды и ни сюды. Мы Богом движемся и существуем, и каждый миг нашего бытия Им дышим, и только в единении с Ним аз есмь.

Взятый сам по себе, в отрыве от Бога, я тотчас рассыпаюсь на атомы. И смирение как раз постигается человеком, который ощущает свою полную зависимость от Творца, не нарушающего его свободы. Соответствующим образом, смирение – это состояние ощущения своей немощи, слабости и полноты упования на Господа. Смиренный человек всегда просит помощи Божией, всегда благодарит Творца, на всех смотрит, как телёнок, нежными глазами, всех любит, всех прощает, никого не осуждает и радуется возможности что-нибудь подарить людям.

Икона: преподобный Савва Освященный.
Преподобный Савва Освященный
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные