Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О любви ко Христу

Любящий Господа и творящий Его волю пребывает вовек. Тот, кто любит Господа, хочет, чтобы Господь был с ним, чтобы он был в Нем. И это самое главное. А всё прочее — приложится или не приложится — уже не так важно.

00:18:52
О любви ко Христу
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, в преддверии великого празднества — Новозаветной Пятидесятницы, которая венчает собой труд любви, Господом Иисусом Христом предпринятый для спасения потомков Адама и дарования им вечной жизни в благодати Святого Духа. И завтра по окончании Божественной литургии и Причащении Святых Христовых Таин, даст Бог, преклоним колена, с тем чтобы со всей Церковью воздать благодарение безначальному Отцу, Единородному Сыну, воплотившемуся и потрудившемуся ради нас через Крест и воскресение, и Святому Духу.

Сегодня вечером всенощная под праздник Святой Троицы. Готовясь к нему, мы вступаем в единение любви со всеми от века почившими чадами Матери Церкви, завершившими свой земной путь, унесшими в вечность свою любовь ко Христу, однако чающими, ожидающими и от нас малого труда любви, памяти, поминовения, молитв, потому что, в отличие от них, мы, пребывая в теле, вольны от худшего изменяться к лучшему, вольны в покаянии, вольны в том, чтобы вновь и вновь подтверждать наш выбор в пользу Христа Искупителя и верности Ему. И эта свобода нашего произволения стоит дорогого — ради неё, свободы, правильно употреблённой, Господь ниспосылает нам благодать, меняет положение вещей, прощает грехи, упраздняет тление, отгоняет диавола, утверждает нас в добре, и эти дары мы можем и должны использовать для блага наших усопших. Эти дары Господь им вменяет, когда мы сердечно молимся, поминаем родителей, прародителей, просим Господа Бога усугубить благодатное осенение, просветить их души, даровать им совершенство во Христе.

И православные люди, в отличие от сектантов, протестантов, понимают наши слова, потому что мы находимся в живом единении любви и веры с нашими усопшими, и они тоже не дремлют и тоже оказывают нам, по мере дерзновения своего пред Святой Троицей, благодеяния. Те из них, кто непрестанно возрастают в богопознании и богообщении, те из них, вектор души которых устремлён к Святой Троице, всегда незримо участвуют в нашей жизни, и нас, немощных, слабых, омрачённых, отягощённых печалью и грехами (коль скоро не изжиты эти страсти), поддерживают и, как свечи, горящие у Божьего Престола, молят Творца, чтобы мы одержали победу над собою, диаволом и усовершились в нашей любви к Воскресшему Христу.

Таким образом в Церкви являет себя таинственное единство здравствующих и усопших — тех, кто продолжает свой подвиг, и тех, кто завершил его — некий круговорот любви, в котором каждое колено Церкви делится даром, богатством, ему сообщенным. Наше богатство в том, что мы имеем свободу произволения и можем совершать какие угодно подвиги, чтобы изгонять тьму и обращаться к свету, и эти подвиги мы приносим нашим усопшим как дань доброй памяти, благодарности и как некую духовную лепту, которую они принимают, получая ради нас Божественную благодать.

А мы, как сказано, если открыты навстречу Небу и боремся, и каемся, и молимся, то по их дерзновенным молитвам — речь идёт о почивших в Господе Иисусе — получаем неожиданную помощь, осенение, прощение, умирение, духовные и земные дары паче чаяния и не знаем, откуда что приходит, забывая, что «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов»1 — от Отца, в руке Которого, в хранилище Которого и пребывают эти верные Богу души.

 


Сегодняшним чтением на богослужении завершаются литургические чтения Евангелия от Иоанна. Мы вновь слышали сегодня вопрос Спасителя, обращённый к Петру: 

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною...2

Эти таинственные слова говорят о том, что счастье, к которому на земле большинство людей стремится (хотя не все знают, в чём именно оно заключается); спасение, всё хорошее, всё, к чему только ни стремится человеческая душа, мы обретём обязательно, если в нашей жизни будет главное — это устремление, любовь ко Христу. Почему Спаситель и вопрошает Симона: «Любишь ли ты Меня?». Если любишь, если хочешь быть со Мною, если Я для тебя — свет, путь, истина, жизнь, всё будет хорошо, всё поправится, всё умножится, всё устроится, всё исполнится.

Сегодня, обращаясь к священникам, народ просит молитв: «Ой, батюшка, помолитесь, чтобы у меня на новой работе всё управилось», «чтобы в судебных делах всё разрешилось», «чтобы мои близкие и интересные мне люди поправились», «чтобы дочка поступила в хореографическое училище», «чтобы нам доехать до Анапы», «чтобы расплатиться с долгами», «чтобы долги вернулись от тех, кто забыл о необходимости их возвращать», «чтобы молодой человек оказался достойным моего доверия...» О чём только ни просит народ: «Ой, батюшки дорогие, помолитесь, чтобы коленка перестала болеть», «чтобы помидорная рассада принялась», «чтобы муженёк меньше прикладывался к пиву..», ну и прочее...

Всё Господь даст, если в нашей душе свершится эта тайна, которая свершилась в Симоне, отвечавшем: «Господи! Ты все знаешь, Ты ведаешь, что, несмотря на мои падения, отречения, я люблю Тебя. Ты всё знаешь, Господи, Ты видишь мое сердце». И Господь ему в ответ говорит: «Паси овец Моих: у тебя есть всё необходимое и достаточное, чтобы помогать людям».

А позади шёл Иоанн. И Пётр, который любил Иоанна и никогда с ним не расставался, вопрошает:

Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

И вот эти слова тоже нуждаются в нашем осмыслении. Иоанн, безусловно, любил Иисуса Христа и не нуждался в вопросе, обращённом к Петру: «Любишь ли ты Меня?» Он самим делом и жизнью доказал, что любит Господа и Тот для него и жизнь, и свет, и смысл бытия: он у Креста стоял, когда другие разбежались. И Спаситель говорит: «Я хочу, чтобы он пребыл». Не сказал, что не умрёт, но сказал, чтобы «пребыл, пока приду».

Эти слова очень таинственны, но мы догадываемся, что в них заключено. Любящий Господа и творящий Его волю пребывает вовек. Апостол Иоанн говорит: «Не люби́те мира, ни того, что в мире»3. То есть не привязывайтесь к тленному, ибо всё проходит, проходит образ мира сего4. А вот вера, надежда и особенно любовь ко Христу пребывают вовек, любовь никогда не перестает5. Она вечна по своей Божественной природе и приобщает вечности тех, кто любит Христа, то есть всецело свои мысли, чувства, душу, тело обращает к Воскресшему и пребывает с Ним в единении. Такой пребудет вовек. То есть такой человек уже не умирает, в нём всегда Христос как вечная жизнь пребывает; неважно, здесь или за гранью земного бытия, душа живёт вовеки. И те, кто понимают, в чём дело, конечно, призваны просить у Небесного Отца, чтобы Он дал нам вобрать в свои сердца то, о чём возгремел глас Отца на Иордане: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»6 или на Фаворе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте»7.

Тот, кто прилепится ко Христу умом и сердцем, не будет знать никаких бед и напастей. Всё хорошее, о чём он думает, мечтает, молится, всё исполнится, потому что, коль скоро Царь Небесный и Его Царство становятся нашим достоянием, то всё прочее приложится непременно и ещё в стократном размере.

Сейчас мы с вами будем приобщаться Святых Христовых Таин во исполнение слов Господа: «Любишь ли ты Меня?». Тот, кто любит Господа, хочет, чтобы Господь был с ним, чтобы он был в Нем, чтобы ему никогда не расставаться со Христом. И это самое главное. А всё прочее — приложится или не приложится — уже не так важно.

Итак, завтра у нас праздник Святой Троицы, Новозаветная Пятидесятница, будем готовиться к этому торжеству, с тем чтобы день тот не застал нас неготовыми, сердца не были отягощены объядением и пиянством, и Дух Святой, придя и посмотрев, нашёл место, где главу приклонить в каждом из нас. С праздником!


1 Иак. 1, 17.
2 Ин. 21, 15 – 22.
3 1Ин. 2, 15.
4 1Кор. 7, 31.
5 1Кор. 13, 8.
6 Мф. 3, 17.
7 Мк. 9, 7.
Фреска: Господь Иисус Христос с апостолами.
Господь Иисус Христос с апостолами
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные