Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Мария же благую часть избра…»

Проповедь о едином на потребу. Не будем осуждать Марфу, похвалим Марию. До́лжно было Марфе совершенно оставить всё земное и устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега, воскресение и жизнь.

00:10:57
«Мария же благую часть избра…»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сёстры, с праздником Боголюбивой Царицы, днём почитания Пресвятой Девы Марии, избранником Которой был воинственный, но чистый сердцем князь Андрей, получивший прозвание Боголюбский. Его справедливо считают продолжателем традиций великого князя Владимира, установителем единодержавия – монархического начала правления на Руси, страстотерпцем, убиенным по злым проискам инородцев-недоброжелателей, с завистью наблюдавших за становлением русского государства.

Святому Андрею Всевышний даровал великую миссию – переместить главную святыню русского народа в город Владимир, по которому она, чудотворная икона, получила наименование Владимирской. А в знак того, что Сама Царица Небесная сопровождала Свою икону, из Киева во Владимир переносимую, было явление Божией Матери святому князю. И тот повелел запечатлеть образ Девы Марии, Которой предстояли лики святых: апостолов, мучеников, преподобных. Память об этом событии сохраняется в самом названии: Боголюбово, где расположен древний монастырь.

Марфо, Марфо печешися, и молвиши о мнозе,

едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея1.

Каждый раз, когда мы слышим литургическое чтение в честь Богородицы, мы обращаем внимание на слова Господа, обращённые к сёстрам Марфе и Марии: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, – так кротко укорил Христос сестру, которая спешно, с благоговением трудилась, приготовляя трапезу, – а вот Мария благую часть избрала». И она, Мария, не лишится этой благой части, этого блаженства.

Едино есть на потребу. Кто этот Единый? Это Сам Господь Иисус Христос. Бог, сотворивший небо и землю. И в  устремлённости к Нему, предстоянии Ему, созерцании Его, молитве к Нему, призывании имени Его и состоит главная и единственная насущная потребность бессмертного человеческого духа. Всё остальное неважно.

И Марфу, которая из благих побуждений заботилась о том, как бы лучше принять высокого Гостя, можно пожалеть. Но именно Мария дознала, как Его принять наилучшим образом. «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог2», – так об этом случае пророчествовал царь Давид. Не место суете, перемещению из одной комнаты в другую, не место заботе о пище тленной, приготовлении этой пищи, когда Хлеб Небесный, Хлеб, сшедший с небес, Господь Иисус Христос, питает глаголом вечной жизни разумные человеческие души. Вот что нужно было сделать Марфе, которую часто мы, батюшки, заслуженные и маститые протоиереи, оправдываем: «Да, Марфа готовила ужин, но как же без этого?»

Но вот Мария выбрала благую часть. Не будем осуждать Марфу, похвалим Марию. До́лжно было Марфе совершенно оставить всё земное, забыть о плошках, поварёшках, говоря по-русски. Но до́лжно было ей устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега, воскресение и жизнь, созерцание Которого и является подлинной пищей, нетленной пищей для человеческой души. Эта благая часть была избрана разумной Марией, которая, как будто бы проявляя небрежение о всех земных условностях, безотрывно взирала на Христа и, подобно Пречистой Деве, складывала в сокровищницу своего сердца каждое слово, исходившее из уст Господа. А ведь именно этим словом и жив человек, а не хлебом земным единым3.

И, таким образом, это чтение говорит о том, что Мария соделалась подражательницей Пречистой Девы Марии. Той, Которая Своими сосцами питала воплощенное Слово. Той, Которая восприняла во чреве Своем Бога во плоти. Той, Которая со тщанием, с предельным вниманием складывала в душу всё, что только не наблюдала, не слышала из уст Спасителя и тех, кто свидетельствовал о Нём.

И эта благая часть предназначена для каждого разумного человека. Но и, конечно, для тех, кто ради предстояния Господу, созерцания Христа в глубинах своего духа, оставил многое. Оставил внешние земные попечения, живёт на довольстве обители, имеет счастье не думать об оплате электричества или о том, что нужно закупить моркови и картофеля в этот летний период – этим занимаются те, кто поставлен на подобные послушания. Но даже если и думать, по послушанию, о моркови и картофеле, то лишь в придачу к самому главному и основному, так чтобы наш день с утра до вечера, по возможности, было бы желание, был занят устремлениями нашего духа, мысли, чувства, внимания к Богу, вездесущему и всемогущему.

Как прекрасно об этом сказал в глубокие библейские времена царь Соломон: «Бог предложил человеку единый путь, а тот уклонился во многие помыслы и попечения4». Единый путь – это главная потребность нашей души предстоять Христу и обращаться к Нему, внимать Ему и питать Им свою душу. А многие помыслы, в которые уклонился человек, – это малополезные попечения, иные из которых и необходимо нам иметь, но не прилепляться к ним душою, вниманием, потому что это пища тленная. А нетленная – Он Сам, Воскресший Господь.


1 Лк. 10, 41 – 42.
2 Пс. 45, 11.
3 См.: Мф. 4, 4.
4 См.: Еккл. 7, 29.
Боголюбская икона Божией Матери.
Боголюбская икона Божией Матери
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные