Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Мария же благую часть избра…»

Проповедь о едином на потребу. Не будем осуждать Марфу, похвалим Марию. До́лжно было Марфе совершенно оставить всё земное и устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега, воскресение и жизнь.

00:10:57
«Мария же благую часть избра…»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с праздником боголюбивой Царицы, днем почитания Пресвятой Девы Марии, избранником Которой был воинственный, но чистый сердцем князь Андрей, получивший прозвание Боголюбского. Его справедливо почитают продолжателем традиций великого князя Владимира, установителем единодержавия, то есть монархического начала правления на Руси; страстотерпцем, убиенным по злым проискам иностранных держав, внимательно наблюдавших за становлением Святой Руси. Святому Андрею Всевышний даровал великое служение – переместить главную святыню русского народа в город Владимир, по которому она, чудотворная икона, получила наименование Владимирской. А в знак того, что Сама Царица Небесная сопровождала Свою икону, из Киева во Владимир переносимую, было явление Божией Матери святому князю. И тот повелел запечатлеть образ Девы Марии, Которой предстояли лики святых: апостолов, мучеников, преподобных. Память об этом событии сохраняется в самом названии: Боголюбово, где расположен древний монастырь.

Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея1.

Каждый раз, когда мы слышим литургическое чтение в честь Богородицы, мы обращаем внимание на слова Господа, обращённые к сёстрам Марфе и Марии: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, – так кротко укорил Христос сестру, которая спешно, с благоговением трудилась, приготовляя трапезу, – а вот Мария благую часть избрала». И она, Мария, не лишится этой благой части, этого блаженства.

Едино есть на потребу. Кто этот Единый? Это Сам Господь Иисус Христос. Бог, сотворивший небо и землю. И в  устремлённости к Нему, предстоянии Ему, созерцании Его, молитве к Нему, призывании имени Его и состоит главная и единственная насущная потребность бессмертного человеческого духа. Всё остальное неважно.

И Марфу, которая из благих побуждений заботилась о том, как бы лучше принять высокого Гостя, можно пожалеть. Но именно Мария дознала, как Его принять наилучшим образом. «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог2», – так об этом случае пророчествовал царь Давид. Не место суете, перемещению из одной комнаты в другую, не место заботе о пище тленной, приготовлении этой пищи, когда Хлеб Небесный, Хлеб, сшедший с небес, Господь Иисус Христос, питает глаголом вечной жизни разумные человеческие души. Вот что нужно было сделать Марфе, которую часто мы, батюшки, заслуженные и маститые протоиереи, оправдываем: «Да, Марфа готовила ужин, но как же без этого?»

Но вот Мария выбрала благую часть. Не будем осуждать Марфу, похвалим Марию. До́лжно было Марфе совершенно оставить всё земное, забыть о плошках, поварёшках, говоря по-русски. Но до́лжно было ей устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега, воскресение и жизнь, созерцание Которого и является подлинной пищей, нетленной пищей для человеческой души. Эта благая часть была избрана разумной Марией, которая, как будто бы проявляя небрежение о всех земных условностях, безотрывно взирала на Христа и, подобно Пречистой Деве, складывала в сокровищницу своего сердца каждое слово, исходившее из уст Господа. А ведь именно этим словом и жив человек, а не хлебом земным единым3.

И, таким образом, это чтение говорит о том, что Мария соделалась подражательницей Пречистой Девы Марии. Той, Которая Своими сосцами питала воплощенное Слово. Той, Которая восприняла во чреве Своем Бога во плоти. Той, Которая со тщанием, с предельным вниманием складывала в душу всё, что только не наблюдала, не слышала из уст Спасителя и тех, кто свидетельствовал о Нём.

И эта благая часть предназначена для каждого разумного человека. Но и, конечно, для тех, кто ради предстояния Господу, созерцания Христа в глубинах своего духа, оставил многое. Оставил внешние земные попечения, живёт на довольстве обители, имеет счастье не думать об оплате электричества или о том, что нужно закупить моркови и картофеля в этот летний период – этим занимаются те, кто поставлен на подобные послушания. Но даже если и думать, по послушанию, о моркови и картофеле, то лишь в придачу к самому главному и основному, так чтобы наш день с утра до вечера, по возможности, было бы желание, был занят устремлениями нашего духа, мысли, чувства, внимания к Богу, вездесущему и всемогущему.

Как прекрасно об этом сказал в глубокие библейские времена царь Соломон: «Бог предложил человеку единый путь, а тот уклонился во многие помыслы и попечения4». Единый путь – это главная потребность нашей души предстоять Христу и обращаться к Нему, внимать Ему и питать Им свою душу. А многие помыслы, в которые уклонился человек, – это малополезные попечения, иные из которых и необходимо нам иметь, но не прилепляться к ним душою, вниманием, потому что это пища тленная. А нетленная – Он Сам, Воскресший Господь.


1 Лк. 10, 41.
2 Пс. 45, 11.
3 См.: Мф. 4, 4.
4 См.: Еккл. 7, 29.
Боголюбская икона Божией Матери.
Боголюбская икона Божией Матери
декоративная горизонтальная черта
Проповедь