Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Мария же благую часть избра…»

Проповедь в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, вошедшая в сборник «Марфа и Мария» под названием «О насущной потребности бессмертного человеческого духа». Не будем осуждать Марфу, но похвалим Марию. Марфе до́лжно было бы совершенно оставить всё преходящее (забыть о плошках-поварёшках, говоря по-русски) и устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега, воскресение и жизнь.

00:10:57
«Мария же благую часть избра…»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сёстры, с праздником Боголюбивой Царицы, днём почитания Пресвятой Девы Марии, избранником Которой был воинственный, но чистый сердцем князь Андрей, получивший прозвание Боголюбский. Его справедливо считают продолжателем традиций великого князя Владимира, установителем единодержавия – монархического правления на Руси, страстотерпцем, убиенным по злым проискам инородцев-недоброжелателей, с завистью наблюдавших за становлением русского государства.

Святому Андрею Всевышний даровал великую миссию – переместить главную святыню русского народа, чудотворную икону Богородицы, из Киева во Владимир, после чего та получила наименование Владимирской.

Царица Небесная явилась святому Андрею, и князь повелел запечатлеть образ Девы Марии с предстоящими святыми – апостолами, мучениками, преподобными. Память об этом событии особенно сохраняется в Боголюбове, где и расположен ныне возрождённый древний монастырь.

Каждый раз, слыша литургическое чтение в честь Богородицы, мы обращаем внимание на слова Господа, обращённые к  Марфе, которая много трудилась, приуготовляя трапезу: Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея1

Едино же есть на потребу. Кто этот Единый? Это Сам Господь Иисус Христос – Бог, сотворивший небо и землю; и в  устремлённости к Нему, предстоянии Ему, созерцании Его в молитве, призывании Его имени состоит главная и единственная насущная потребность бессмертного человеческого духа. Всё остальное для нас не столь важно.

Марфа из благих побуждений заботилась о том, чтобы достойно принять высокого Гостя, но именно Мария дознала, как Его принять наилучшим образом. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог2, – пророчествовал об этом событии царь Давид. Нет места суете и заботе о пище тленной, когда Господь Иисус Христос, Хлеб Небесный, «сшедший с небес»3, питает глаголами вечной жизни разумные человеческие души. Что нужно было сделать Марфе, которую мы, батюшки, часто оправдываем: «Не будем осуждать Марфу, но похвалим Марию, которая выбрала «благую часть»; да, Марфа готовила ужин, но как же без этого?..»

Марфе до́лжно было бы совершенно оставить всё преходящее (забыть о плошках-поварёшках, говоря по-русски) и устремить свой взор на Того, Кто есть Альфа и Омега4, воскресение и жизнь5. Эта «благая часть» была избрана разумной Марией, которая, подобно Пречистой Деве, складывала в сокровищницу своего сердца каждое слово, исходившее из уст Господа. А ведь именно этим небесным словом (а не одним земным хлебом) и жив для вечности человек.

Мария безотрывно взирала на Христа, созерцание Которого является подлинной, нетленной пищей для человеческой души.

Таким образом, это чтение говорит о том, что Мария соделалась подражательницей Пречистой Девы Марии – Той, Которая восприняла во чрево Бога во плоти; Той, Которая Своими сосцами питала Воплощенное Слово; Той, Которая со тщанием, с предельным вниманием, складывала в сокровищницу души всё, что только ни наблюдала, ни слышала из уст Спасителя и тех, кто свидетельствовал о Нём.

Эта «благая часть» предназначена для каждого разумного человека и особенно для тех, кто ради предстояния Господу, созерцания Христа в глубинах своего духа оставил внешние земные попечения и живёт в обители. 

Прекрасно об этом сказал в библейские времена царь Соломон: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы6. Главная потребность души «правого человека» – предстоять Христу и обращаться к Нему, внимать Ему и питать Им свою душу. «Многие помыслы», в которые уклонились люди, – это попечения, к которым привязываться не следует, потому что все они – пища тленная. А воистину нетленная – Сам Воскресший Господь!


1 Лк. 10, 41 – 42.
2 Пс. 45, 11.
3 См.: Ин. 6, 33.
4 Откр. 22, 13.
5 Ин. 11, 25.
6 Еккл. 7, 29.
Боголюбская икона Божией Матери.
Боголюбская икона Божией Матери
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Марфа и Мария»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные