Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

Это повествование учит нас семь раз примериться и один раз отрезать, а лучше вовсе предоставить Господу выносить и суд, и оценки, вверяя и правых, и виноватых, и тех, кто нам близок, и тех, кто от нас далёк, и симпатичных, и не симпатичных людей, и вышестоящих, и подчинённых — всех вверять совершенно Божией милости и любви.

00:16:21
«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с завершением великопостной седмицы и днём воскресным, когда мы будем поклоняться Кресту нашего Спасителя. А следующую среду именуем Средокрестною, то есть отмечаем середину весенней Четыредесятницы и, обновляемые благодатью Святого Духа, источником которой являются спасительные орудия Страстей Господних, взираем вперёд: на будущей седмице, как раз в среду Средокрестную, — радостный и светлый праздник Благовещения. И все мы уже чувствуем дыхание грядущих Страстной седмицы, Крестной Пасхи и Светлого Христова Воскресения.

Замечательно, как природа отзывается на церковные праздненства. Зимой и Рождество, и Николин день, и Сретение, и день святителя Спиридона у нас в России были отмечены снежным покровом, а значит, праздничной атмосферой. А вот только началась Четыредесятница — и затянувшаяся зима мгновенно сдала свои права. Весенний дождь, смешанный со снегом, омыл улицы большого города, солнышко по-весеннему уже пригревает, наполняя наши души радостью и надеждой на милость Господню. Эта милость, действительно, с нами и с нашим Отечеством, которому Господь даст подняться с колен и убережёт от социальных бурь.

И мы ждём, как в ближайшее время по благословению святейшего Патриарха откроется и наш храм Всех Святых, так что службы попеременные, быть может, здесь и там — вновь войдут в своё течение. А ведь прошёл ровно год с начала того испытания, из которого Отечество наше выходит милостию Божией.

Но обратимся сегодня к евангельскому чтению. Оно говорило о том, как внезапно мытарь Матфей был призван к апостольскому служению, как в его сердце свершилась таинственная метаморфоза, когда он увидел устремлённый на себя взор Господа. А ведь и на каждого из нас взор этот направлен постоянно. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир»1. Но грешный человек, подпадая под обольщение этого мира и омрачение от лукавых помыслов, отягощаясь земными заботами, не всегда так остро и глубоко воспринимает этот взор, исполненный Божественной любви.

Святой Матфей мгновенно отозвался на призывающую его любовь, и решимость позволила ему, ни минуты не раздумывая, следовать за Господом. Он не подумал прежде, кто примет у него финансовый отчет в этот день, как он начальству доложит о том, что он оставил свою должность, и вообще, что будет с ним и его семьёй, — всё это он вверил Божественной премудрости и силе в лице Господа Иисуса Христа и, нужно думать, никогда в этом не раскаивался. От избытка благодарного осчастливленного сердца, в которое вошла вечная жизнь, вечное сорадование Живому Богу, Матфей учреждает вечерю, ужин, куда и приглашает своих коллег и друзей — всех тех, кто разделял с ним эти тяжёлые и неблагодарные труды. Неблагодарные — потому что сборщики податей были презираемы в Израиле. А за ними постучались и, видимо, попросили разрешения войти и прочие отверженные, униженные и оскорблённые, — те, кем гнушались приличные люди — законоучители Израиля.

И мы не знаем, что говорил Спаситель этим душам, которые по зову Матфея совершенно раскрылись пред Спасителем. Очевидно только, что это была полнота внимания, смирения, покаяния, надежды на милость, это было некое таинство любви Бога к человеку и человека к Богу.

Действительно, Спаситель пришёл в этот мир за погибшей овечкой — нашей человеческой природой, которая у нас у всех общая. А каждый из нас в отдельности — это погибшая овца, то есть человек, не имеющий ни средств, ни сил ко своему очищению, высвобождению из-под тенет диавола. Одно его упование — Господь Бог, Который воспринял нашу человеческую природу. И, может быть, каждому из нас в качестве домашнего задания стоит вдуматься, что же там происходило, на этой вечери, где люди, казнимые общественным мнением, люди, отверженные в собственных глазах, люди с нечистой совестью взирали на Христа как дети на Небесного Отца, Который пришёл их не казнить, не уничтожить, но возродить и помиловать.

И мы слышим, как оппоненты Спасителя, вот эти самые учителя, авторитетные, значимые персоны, пришли сюда же — наверное, им не отказали войти — и шептались между собою, бросали косые, исполненные недоверия, неприязни, высокомерия взоры и говорили ученикам Его, не смея в лицо Учителю высказать свои претензии: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?»2. И Спаситель много им не рассказывал, не объяснял, потому что они были, очевидно, и не способны от Него ничего воспринять по гордости, по зависти, по злобе, ограниченности человеческой. Только сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»3. То есть лишь когда вы научитесь жалеть людей, смотреть на них как на Божьих созданий, видеть в каждом образ Божий, когда ваше сердце будет пронизано жалостью, сочувствием, хотя бы пониманием, неосуждением, состраданием, вот тогда вам что-то откроется из Моих слов. Ведь не любящий, ненавидящий брата своего «находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза»4.

И это повествование, действительно, одно из самых кардинальных в Евангелии. И кажется, что всегда нужно соотносить свои собственные мысли, чувства, реакции на поведение людей, на то, как мы их оцениваем, с вечерей, устроенной евангелистом Матфеем, потому что иные, при всех внешних признаках веры и благочестия: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты»5 — услышат: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды»6. И действительно, в каждом из наших ближних — ответ на вопросы: «Мы имеем ли Господа в душе своей? Приближаемся ли к Нему или нагло поворачиваемся к Нему спиной?». Потому что самая страшная слепота — слепота человеческой гордыни, самоутверждения, эгоизма заключается как раз в нежелании, а потому и неспособности догадываться о том, какая тайна происходит в человеческой душе, обращённой ко Господу в покаянии, молитве и любви. И это тайна за семью печатями — только Бог в совершенстве знает, что в нашем сердце, вот почему и сказано: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»7. Только Ты, Господи, Творец, Спаситель и Судия, имеешь право праведно судить людей, ибо Ты пришёл не убить их, а спасать.

Итак, это повествование учит нас семь раз примериться и один раз отрезать, а лучше вовсе предоставить Господу выносить и суд, и оценки, вверяя и правых, и виноватых, и тех, кто нам близок, и тех, кто от нас далёк, и симпатичных, и не симпатичных людей, и вышестоящих, и подчинённых — всех вверять совершенно Божией милости и любви. И вот за этот один подвиг, за это одно усилие — прекратить пробираться в сердца человеческие, как кобра и гюрза, за этот подвиг мытаря, который не смотрел на окружающих и даже фарисея, смешного и нелепого, не осудил, а только говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»8, за это маленькое умственное усилие, соединённое со вниманием ума и раскрытостью сердца пред Богом, — Он дарует человеку всю полноту Его благодати.

Следовательно, главное в деле нашего спасения — это внимание, внимательность, сосредоточенность, умение отсекать проникающие в нас осуждающие мысли и чувства и непрестанная обращенность ко Христу, о которой прекрасно говорит пророк: «На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих»9. Аминь.


1 Ин. 1, 9.
2 Мф. 9, 11.
3 Мф. 9, 13.
4 1 Ин. 2, 11.
5 Лк. 13, 26.
6 Лк. 13, 27.
7 Лк. 6, 37.
8 Лк. 18, 13.
9 Ис. 66, 2.
Гравюра: Господь Иисус Христос с мытарями и грешниками.
Господь Иисус Христос с мытарями и грешниками
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные