Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О небесном сокровище

Проповедь о хранении мира. Иметь в сердце мир Христов – это и есть временное и вечное человеческое счастье, радость и самое блаженство.

00:11:52
О небесном сокровище
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие сестры, матери, с причащением Святых Христовых Таин.

Сегодня евангелист Матфей напоминал нам о том, какие заповеди давал Господь Своим ученикам, преобучавшимся апостольскому служению.

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому1.

Те, по двое расходясь по городам и селениям иудейским, уносили в своём сердце сокровище, о котором впоследствии апостол Павел скажет:

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам2.

И настолько оно было велико, что все условности земной жизни, заботы о которой преимущественно привлекают наше внимание, у апостолов просто ушли, растаяли в их сознании. Они действительно ощущали себя птицами небесными, цветами полевыми, которым ни о чём не нужно заботиться, потому что Бог Сам лелеет и питает Свои творения. Вот этой-то добродетели всецелого упования на Небесного Отца, пекущегося о Своих чадах, Христос обучал апостолов, говоря им:

«В пути ни о чём не заботьтесь. Не заботьтесь о вторых одеждах; не имейте сумы, и в суме, соответственно, тоже ничего не имейте; в поясе не копите ни сребра, ни злата. Не думайте даже о насущном хлебе, потому что делатель, то есть выполняющий великое Божие дело просвещения людских сердец, достоин мзды своей, то есть будет всем обеспечен непосредственно Христом чрез людей, через руки человеческие. А думайте вы о другом. Когда придете в город или в село, то испытывайте, в каком доме остановиться, и для этого преподавайте им благодатный мир, – тот самый мир Христов, превышающий всякое о нём рассуждение и понимание, который мы принимаем здесь, в Божьем храме, чрез благословляющую десницу священника.И смотрите, испытывайте, если дом будет достоин, то мир ваш, Христов мир, который как сокровище носили апостолы в своём сердце, пребудет там, в доме, опочиет на сынах мира. А если не будет там достойного человека, то мир ваш к вам возвратится».

Но не только апостолы, а и каждый из нас, крещеный во имя Отца и Сына и Святого Духа, призван быть и являться воистину сыном и дщерью мира Христова. Мир Христов есть само благодатное соприсутствие нам Воскресшего Христа. Он есть мир наш, по прямому свидетельству Евангелия. И в глиняном сокровище – в нашей грешной душе, в нашем немощном теле – должен почивать, по Божией милости и нашей вере, Сам Христос. А где Христос, там мир, согласие ума и сердца, души и тела, слова и дела, временного и вечного, внутреннего и внешнего. Где Христос, там благодать тишины, спокойствия, мира, кротости, радости и любви.

И, как видим, апостолы, входя в жилища, тотчас преподавали этот мир. И поныне священники, да и многие благочестивые христиане, входя под кров того или иного жилища, говорят: «Мир дому сему». И не зря говорят, потому что через наши уста из глубины нашего сердца исходит эта Божественная энергия мира. И оказывается, что иные открытым сердце вбирают в себя этот мир, впитывают его, как губка воду, как жаждущая земля впитывает дождь. А другие мира не принимают, в силу своего внутреннего устроения, потому что в душе гнездится гордость ли, гнев ли, уныние, безверие, обида, непримирённость, безмолитвенное состояние сердца.

И, конечно же, мы с вами сегодня, удостоившись участия в Божественной литургии, приобщаясь Пречистого Тела и Крови Иисуса Христа, восприняли мир Христов, этот небесный дар, о котором, как мы помним, ещё при Рождестве Спасителя ликовали ангелы: «Слава в вышних Богу, на земле мир и в человецех благоволение».

И главной нравственной задачей христианина является самое важное послушание, по отношению к которому все прочие послушания носят чисто вспомогательное значение. Это послушание Христово заключается в том, чтобы сохранять мир, сохранять невозмутимым сердце, сохранять ясным свой ум, держаться за Христа ручонками, как дитя за полы одежды отца, не расставаться ни в коем случае с благодатным миром, который мы щедро обретаем на Божественной литургии. И, как говорит Господь: «Мир Мой даю вам3, радость Мою даю вам, никто у вас не отымет этой радости, этого мира»4.

В призме сказанного нам должно и проживать сегодняшний день, о котором мы молились: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших даруй нам, Господи. День весь свят, мирен и безгрешен даруй нам, Господи». И, соответственно, этим миром мы призваны, как и апостолы, делиться со всеми – и правыми, и виноватыми, и любящими очень и не очень любящими нас.

И чем больше мы этого мира раздадим – через слово, через ясный взгляд, через молитву, через служение, через терпение  ограниченности наших ближних, – тем большую сегодня же к вечеру получим мы от Господа награду. Потому что не мерою, как в аптеке аптекарь, не мерою Господь дает Духа Святого сынам мира. И поэтому пусть всякий осознает, каким сокровищем он обладает, что́ он носит в своём сердце, Кто среди этого мира пребывает, – и не забудет поблагодарить Господа Бога.

Потому что иметь в сердце мир Христов – это и есть временное и вечное человеческое счастье, радость и самое блаженство.


1 Мф. 10, 9 – 15.
2 См.: 2Кор. 4, 7.
3 Ин. 14, 27.
4 См.: Ин. 16, 22.
Икона Господа Вседержителя.
Господь Вседержитель. прп.Андрей Рублёв
декоративная горизонтальная черта
Проповедь