Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О несении креста

Крест Спасителя заключался в том, что Он всегда находился в окружении неистовых людей, заражённых гордыней, богохульством, злобой, притом что делал всё необходимое и достаточное для умягчения и просвещения их сердец.

00:18:18
О несении креста
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех со вторым воскресным днём Великого поста, чествованием святителя Григория Паламы, свидетеля спасения человеческой души во Христе, Который есть Свет присносущный. Сегодня же ещё и чествуем собор всех Киево-Печерских святых, спасавшихся в третьем уделе Пречистой Богородицы. И думается, что именно этому собору нужно усерднее молиться о том, чтобы Русь Великая, Белая Русь и Малая Русь обрели своё полное единство.

Готовимся к престольному празднику нашей обители, к тому историческому моменту, когда уже под сводами величественного Алексеевского храма, без разделения, как это было в прежние годы, мы все будем участвовать в архиерейской Божественной литургии, возглавляемой первым патриаршим викарием.

Продолжаем служение воскресной утрени и ещё раз вспомним, как наш Спаситель чудесно, неожиданно для своих осиротевших учеников, является им, восстав из мёртвых, в Сионской горнице, и показывает им руки и ноги Свои, очевидно, носящие следы голгофских язв. Показывает и ребро, прободенное копием. Именно об этом ученики поведали Фоме, тогда отсутствовавшему, и он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И вновь Спаситель является ученикам и обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 26).

Может быть, всё сказанное соотносится со словами Спасителя, которые Он говорил прежде Своих страданий: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). Мы, желая, конечно же, быть учениками Спасителя, непременно должны приложить к себе эти слова: взять крест свой и идти вслед за Господом. Как это сделать?

У нас общий крест со Спасителем. Он пострадал за нас на Голгофском Кресте, и мы призваны с любовью, умом и сердцем обнять этот Крест, в который входит, конечно же, и наш собственный малый крест. И когда мы раскроем творения святых отцов, то увидим, что все они связывают тайну спасения во Христе с Крестом Христовым, с крестношением, которое есть не только смиренное несение земных тягот, не только благодушие при терпении внешних невзгод, но и особое внутреннее состояние, относящееся к тайне человеческого сердца.

Вспомним, как апостол Павел говорил: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1). Кто это – духовные? Те, кто распяли на кресте свои страсти и похоти. И речь идёт, конечно же, о том, чтобы в глубинах нашего сердца с Божией помощью пригвоздить мучающий нас грех – самолюбие с всеми его отростками и ответвлениями. Как говорит древний святой, необходимо пригвоздить ум свой ко Кресту, потому что ведь известно, что страсти действуют через помыслы, которыми обуревается наш ум.

Итак, возвратимся к явлению Спасителя, к тому, как Он показал ученикам руки и ноги Свои со следами крестных мук, как будто говоря: взирайте, поучайтесь, всегда помните о Моих страданиях чрез это взирание, поучение, и вы пройдёте узким путём, Голгофским путём, к тайне Воскресения. Думается, что всякий из нас, когда обращается к Спасителю в тайной своей сердечной молитве, призван памятовать Господа прошедшим узким путем послушания Отцу. И вообще, молитвенная жизнь христианина должна быть сосредоточена на Спасителе, на евангельском пути, которым Он прошёл.

Итак, крест Спасителя – это всё, что мы читаем о нём в Евангелии. Это тайна Его вочеловечения, когда Слово стало плотью; тайна явления Бога во плоти; тайна, явленная в Вифлеемском вертепе. Это первые страдания, которые ради нас воспринял на Себя Спаситель, на восьмой день обрезавшись по иудейскому закону, когда на нём, Богомладенце, было наречено имя.

Это жизнь в безвестности, под покровом совершенного безмолвия, жизнь скромная, чуждая каких бы то ни было излишеств, жизнь бедняка, совершенно свободная от каких бы то ни было уклонений от заповеданного нам Богом пути. И наконец, по восприятии крещения от Иоанна, крест открытого служения человеческому роду. Господь, проповедая неустанно, как мы помним, не имел, где приклонить главу. Всё это мы должны, думается, сличать со своей собственной жизнью и укрепляться, если считаем себя чем-то обойдёнными, непрестанно взирая на Спасителя. Он жил без крова над головой, не имел времени, когда вкусить хлеб. Он восприял подвиг сорокадневного поста, ради нас допускал до Себя падшего духа, нисколько не уязвляясь от него, сокрушал его соблазны.

Это общение с народом Израиля, служение ему, явленное в непрестанных благодеяниях людям. Но, притом что Спаситель целил всякую язву в людях, воскрешал мертвецов Израильских, исцелял прокажённых, что он получал взамен? Непрестанная слежка, преследование, непрестанные козни против Него, Господа, предпринимаемые дурные замыслы.

Это люди, которые, окружая Его, Господа, плотным кольцом, смотрели на Него с завистью, подозрительностью, плохо или вовсе не скрываемой ненавистью. Это, наконец, тщетные усилия перевернуть, превратить, исказить слова Господа Иисуса Христа, найти в них мнимое противоречие закону Моисееву.

Это доносы, нелепые слухи, которые и нам-то читать тяжело – якобы бес в Нём, Он самарянин, Он свершает Свои чудеса силою Вельзевула, Он развращает народ, Он хочет предать нас в руки римлян – полный состав всех «преступлений». Якобы Он задумал разрушить храм Моисеев, Он богохульник, клятвопреступник, смерть Ему.

Итак, крест Спасителя заключался в том, что Он всегда находился в окружении неистовых людей, заражённых гордыней, богохульством, злобой, притом что делал всё необходимое и достаточное для умягчения и просвещения их сердец.

Но и этого мало. Предательство одного из самых близких учеников, которому Господь доверил многое, предательство, свершаемое как будто за спиной Господа, а на деле у Него на глазах. И, наконец, пленение, впрочем, добровольное со стороны Спасителя, в руки тех, кто Его люто ненавидел.

Это начало его внешних страданий – насмешки, поношения, укоризны, словесные издевательства. Представим себе на минуту, что это означает для невинного человека. Оплевание, состоящее в крайнем уничижении Того, Кто и не думал себя каким бы то ни было образом защитить и оградить. Это досаждение – то есть побиение, удары, которые начались ночью в доме первосвященника Каиафы и затем шли по возрастающей.

Это суд, где заранее все было решено: повинен есть смерти, смерть Ему, кровь Его на нас и на детях наших. Это объясняет молчание Иисусово пред лицом Пилата, лжесвидетелей, молчание и полная готовность восприять крест, ради которого Он и пришёл на землю. Ещё раз побиение – жестокое, чуждое какого бы то ни было сострадания. Как свидетельствуют нам знатоки Евангелия, Спаситель был совершенно обескровлен ударами, которые наносили Ему римские воины. Шествие на Голгофу, прободение рук и ног гвоздями и вознесение на Крест.

Когда мы слышим, как Спаситель показывает апостолам руки и ноги Свои, мы должны вспоминать все обстоятельства, связанные с тайной нашего спасения, так называемые семь слов Господа Иисуса Христа на Голгофе.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) – выражение крайней любви к человеческому роду.

«Жено! се, сын Твой» (Ин. 19, 26) и «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27) – слова, обращённые к Богородице и Иоанну Богослову, а в их лице ко всем нам, недостойным.

«Ныне же будеши с Мною в раю» (Лк. 23, 43) – милостивый ответ Спасителя кающемуся разбойнику.

«Жажду» (Ин. 19, 28) – слова Спасителя, обращённые и к Иуде в том числе, смерти которого Спаситель не желал, помышляя о том, как бы не отвергнуть и отверженного, по слову Священного Писания.

«Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси?» (Мф. 27, 46) – обращение к Небесному Отцу. Спаситель свершает это для того, чтобы никто из нас отныне никогда не был оставлен Божественной помощью, ибо Он взял на себя наш горький жребий и нашу участь.

«Совершилось» (Ин. 19, 30) – победоносный возглас.

«Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46).

Тайна Воскресения, сошествие Спасителя во ад Его непорочной душой, неразлучной с Божеством, явление ученикам, вознесение, сидение одесную Отца и ниспослание Духа Святого на апостолов.

Всё сказанное мы должны стараться, обновляя в нашем сердце евангельские повествования, всегда содержать в своей душе. И тот, кто принимает к сердцу эти свидетельства, памятует о них, он-то и несёт свой крест правильно, он соучаствует в страданиях Спасителя умом, сердцем, духом, как сказано:

«Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).

Такой человек, чрез самоограничение, покаяние, крестоношение, и бывает таинственно ведом Господом к тайне
Воскресения, к явлению в глубинах человеческого духа Божественной благодати.

Будем в этом поучаться, ради чего мы и движемся узкой стезёй Великого поста к Крестной Пасхе и ко дню преславного Христова Воскресения

Фреска: Распятие Господа Иисуса Христа, В. Васнецов.
Распятие Господа Иисуса Христа
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные