Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О первой части архангельского приветствия

Протоиерей Артемий Владимиров

Внимательно всматриваясь в драгоценный текст архангельского приветствия, я вижу, что его можно разделить (для более осмысленного прочтения) на пять частей:

  1. Богородице Дево, радуйся!
  2. Благодатная Марие, Господь с Тобою!
  3. Благословенна Ты в женах,
  4. И благословен Плод чрева Твоего,
  5. Яко Спаса родила еси душ наших.

Когда мы станем неспешно молиться Царице Небесной, мы мало-помалу усвоим смысл этих пяти частей. Ум начнёт привыкать к ритму Богородичной молитвы, стараясь обнять пониманием каждую часть, восстанавливая её значимость. Если суетные помыслы и внешние впечатления и «выкрадут» из нашего сознания те или иные слова молитвы, уму будет удобно к ним возвратиться благодаря подмеченной ранее «пятистопной» композиции приветствия.

* * *

«Богородице Дево, радуйся!»

В этих словах сокрыт великий таинственный смысл. Я обращаюсь к Марии как к Матери Живого Бога, а значит, исповедую Его истинное воплощение. Произнося Божественную истину устами, сердцем веруя во спасение (cм.: Рим. 10, 10), становлюсь причастником животворящей благодати Христовой. Прославляя материнство Марии, признаю Её Приснодевой и обретаю благоволение Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Напомню читателям, что всякий, дерзающий отрицать непорочное девство Богоматери – до, во время и по Рождении Спасителя, – подпадает под анафему Церкви и лишает себя вечной жизни.

Точно так же, как всякий, верующий, что Иисус есть Сын Божий, от Бога рожден (1 Ин. 5, 1) и побеждает мир (1 Ин. 5, 1), а отвергающий, что Иисус есть Христос, — лжец и антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин. 2, 22). Произнося слово «радуйся», я воздаю честь Невесте Неневестной, вхожу в Её радость, по слову апостола: Радуйтесь с радующимися (Рим. 12, 15), становясь истинным почитателем Пречистой Девы.

Мы с вами уже говорили о том, насколько современный человек подвержен духу уныния и печали. Благодатный импульс духовной бодрости и созидательной энергии тотчас воздействует на наше сердце, если я всей душой, всем помышлением обращаюсь к Богородице и приношу Ей «радование», подобно исходящему из глубины души младенческому лепету.

***

Добавлю к сказанному о первой части молитвы ещё нечто. В обращении «Богородице» я вижу не только исповедание неизъяснимой для человеческого рассудка «великой тайны благочестия» – явления Бога во плоти. Матерь Божия – Покровительница честны́х супружеств. Она – заботливая Родовспомогательница всех православных христианок, вынашивающих под сердцем чад и усердно прибегающих к Ней в молитвах, когда наступает время разрешения от бремени. Чудесное слово «Богородица» косвенно выражает благодарность Господу и за наше появление на свет Божий, потому что Господь просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Архангельское приветствие в устах венчанных супругов привлекает помощь Божию при рождении чад и низводит благодатный покров на дом, куда приносят новорождённого младенца.

***

Слово «Дева» мы встречаем ещё в пророчестве Исайи о великом знамении – рождении Сына от Девы, Которая во чреве приимет (Ис. 7, 14) от Духа Святого. Исповедуя Богородицу Девой, я выражаю благоговение пред Её ангельской чистотой.

С какой беспощадной жестокостью мир, лежащий во зле (См.: 1 Ин 5, 19), ополчился сегодня на девство и невинность! Какие разрушительные, поистине тёмные силы привлечены для растления подрастающего поколения! Освящая уста и сердце молитвенным призыванием Девы, я уцеломудриваю душу и тело, обретаю энергию, силы, решимость сопротивляться и прогонять нечистых духов, которые днём и ночью пытаются нанести мне смертельные раны, загрязняя и память, и воображение.

Православные девочки и мальчики, полюбив архангельское приветствие, будут особо хранимы Богом от всякой «виртуальной» нечистоты, а юношество обретёт благодатные силы к сохранению невинности — ради собственного земного счастья. Особенно это незримое содействие потребно тем молодым людям, которые решились посвятить себя служению Богу и Церкви, — будущим инокам и пастырям, равно и будущим спутницам священников — их благочестивым невестам.

* * *

Исполненное Божественной силы «радуйся» было первым словом, которое восставший из Гроба Иисус Христос обратил к мироносицам, посылая их донести апостолам весть о воскресении . Это «радуйся» дышит торжеством Благовещения и Пасхи Христовой. Оно чудотворно воздействует на измождённый тоской и печалью дух человеческий. Вспомним, в доказательство сказанного, как встречал людей преподобный Серафим Саровский, приобщившийся уже в этой жизни благодатной тайне воскресения души: «Радость моя, Христос воскресе!» Это приветствие святого подвижника саровских лесов дивно просвещало души и сердца приходящих, отгоняя от них все земные печали.

В наш жестокий век, заражающий тысячи душ депрессией и унынием, православному христианину очень важно приобщиться благодатной энергии радости. Последняя есть знак зрячей веры и чистой совести. Радость — это плод Духа Святого, в безмерном избытке осенившего Деву вместе с приветствием Архангела Гавриила.

Благовещение
Благовещение
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Богородице Дево, радуйся»