Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О подвиге преподобной Марии Египетской

Быть может, именно святую Марию Египетскую имел в виду преподобный Серафим Саровский, когда говорил о том, что тайна спасения осуществляется в решимости христианина следовать за Господом, в решимости противостояния греху. Эту решимость и являет нам палестинская подвижница, которая, едва лишь очнулась от греховного сна, едва лишь пришла в сознание того, что она творила, в какую глубину зол она, несчастная, низверглась, увлекая за собою и соблазнённых ею людей, как тотчас всем своим существом потянулась к Богородице, словно малое дитя к родителям, и приняла решение, которое Божия благодать укрепила и утвердила, – не возвращаться в мрачную страну греха.

00:17:38
О подвиге преподобной Марии Египетской
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём памяти преподобной Марии, египетской подвижницы. В середине пятой седмицы мы совершали особое молитвенное стояние в честь святой Марии, был прочитан целиком Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. А под занавес святой весенней Четыредесятницы, в воскресный день перед Входом Господним в Иерусалим, перед Вербным воскресеньем, мы творим память святой Марии, и житие, и образ которой воодушевляют всякого христианина, находящегося в борьбе с самим собою, в борьбе со страстями, которые не оставляют его в покое, и желающего сбросить с себя их ярмо и обрести нравственную свободу во Христе Искупителе. 

И быть может, именно святую Марию Египетскую имел в виду преподобный Серафим Саровский, когда говорил о том, что тайна спасения осуществляется в решимости христианина следовать за Господом, в решимости противостояния греху. Эту решимость и являет нам палестинская подвижница, которая, едва лишь очнулась от греховного сна, едва лишь пришла в сознание того, что она творила, в какую глубину зол она, несчастная, низверглась, увлекая за собою и соблазнённых ею людей, как тотчас всем своим существом – и умом, и сердцем – потянулась к Богородице, словно малое дитя к родителям, и приняла решение, которое Божия благодать укрепила и утвердила, – не возвращаться в мрачную страну греха.

Для удобнейшей борьбы со страстями, которые бурлили в её юном сердце, она решается на поистине необычное дело: оставив свои богатства, недвижимость, места, где её знали как блудницу, она переезжает на другую сторону Иордана и всецело отдаётся водительству Пресвятой Богородицы, совершенно веруя, что Господь Бог, Который внезапно озарил её сознание Своею благодатью, помог ей увидеть духовный плен, в котором она пребывала, указал ей на врага спасения, падшего духа, уже было восторжествавшего победу над своей служительницей, не оставит её. 

Святая Мария, преодолев все страхи и сомнения, перешла через этот рубикон. И остальные десятилетия она пребывала в суровом сражении и с немощью собственного естества, и непосредственно с демонами, которые чуть ли не материализовались и воочию нападали на неё. Однако и в награду за это мужество и решимость она получала обильное содействие свыше. Свет Господень осиявал и изнутри, и снаружи святую Марию всякий раз, когда она, обессиленная, бросалась на землю, простирая руки крестом, желая лучше умереть, но не возвратиться в страну греха, не отдать своё сердце на растерзание страстям. 

И так мало-помалу она была очищена действием благодати Божией. Пороки были изжиты, страсти увяли, а Дух Святой, напротив, насадил в её сердце Христовы добродетели, которыми она сияла, как лилия в пустыне, будучи возведена в вышеестественное состояние, о чём подробно повествует священник Зосима, составивший её житие в VI столетии по Рождестве Христовом.

Прикладывая к себе всё слышанное, конечно, мы уже не найдём такой реки, переплыв которую, можно было бы скрыться от греха; нынче он своими сетями покрыл всю землю. Если раньше вдали от шума городского сельские жители, мирно занимаясь на земле трудами, были весьма ограничены в поисках греховных удовольствий, то сегодня бедная разорённая деревня у нас в России ещё даст сто очков форы в отношении городов. Ибо сегодня с малых лет бедные христиане находятся пред лицем многочисленных соблазнов, входящих в самый дом наш. И поэтому нет, наверное, за малым исключением, такого уголка, или острова необитаемого, или урочища среди леса, где можно было бы физически устраниться от бушующих на земле соблазнов.

Однако и нам необходимо одерживать победу за победой, и перед нами стоит важнейшая задача очиститься от смертоносных страстей гнева, похоти, гордости во всех её проявлениях. И мы, если не желаем быть посрамлёнными на Господнем Суде, должны разбить цветник в сердце своём, взрастить живые цветы Христовых совершенств – мира, смирения, чистоты, радости, мужества, долготерпения, а особенно милосердия, любви, непрестанной молитвы, ибо в означенных добродетелях и заключается, по существу, жизнь духовная. Вот почему решимость, о которой свидетельствуют святые, является главным слагаемым успеха. И каждый должен научиться выковывать её, как кузнец выковывает обоюдоострый меч в своей кузнице на наковальне.

Из чего же она складывается и как её приобрести, эту решимость, благодаря которой мы решительно повернулись бы от тьмы к свету, от идолов к Живому Богу, от скверны порока к добродетелям? Прежде всего она предполагает разум, разумение. Христианин должен восстановить в самом себе различение добра и зла, одно назвать чёрным, а другое белым, одно сладким, другое горьким. И наверное, самое тяжёлое положение, самое страшное состояние – это путаница нравственных понятий. Если христианин будет какой-либо грех оправдывать, давать ему в себе право на существование – горе ему, ложному последователю Христа, потому что вся греховная тьма тотчас войдёт в сердце, и человек поневоле станет отступником от Живого Бога. А разграничение добра и зла есть основание нашего спасения.

Но мало знать страну добра и страну зла. Важно ещё всецело желать прилепиться к первому и отвратиться от последнего, как учит нас царь Давид. «Любящие Господа, ненавидьте зло!»(Пс. 96, 10) – призывает нас Священное Писание. Для этого необходимо нам восставить в себе действие и мужества, и гнева. Гнев нам необходим, чтобы отвратиться от порока, восчувствовать подлинное отвращение ко греху. А ведь иной настолько сроднился с неправым образом жизни, так привык оправдывать себя, что и любит, и ненавидит грех одновременно. И ещё необходимо большое мужество, чтобы, оторвав от себя грех, претерпеть со всем мужеством то уныние, то опустошение, то оскудение, которые всегда сопряжены с изменением образа жизни. 

Грех щупальцами своими присосался к сердцу. Оторвите от сердца эти страшные присоски греха, и оно заноет, оно возмятётся. И каждый из нас по опыту знает, как, вступив в войну с грехом, человек, день-два проведя по-Божески, затем возвращается на круги своя. Вот почему слабому нашему сердцу необходима поддержка. И не столько человеческая поддержка, ободрение единомысленных людей, сколько поддержка свыше. Обретается она в устремлённости ума и сердца ко Христу, в тайной, внимательной, сокрушённой и пламенной молитве. 

Кому более потребна точка опоры, посох, как не человеку, который пытается выбраться из мрачного греховного леса? И тот, кто, как дитя, простирающее руки к материнскому подолу, ухватится в молитве за ризы Спасителя, никогда не будет оставлен Его помощью. Святая Мария этим и занималась в пустыне – с утра до вечера она взывала ко Христу, к Богородице, отдавая молитве не только уста и персты, но ум и сердце, просила, чтобы Господь Бог заполнил Своей благодатью её душу и вселил в сердце чаемый покой, тишину, безмолвие – а это и суть плоды покаяния, когда Бог, вытеснив тёмную силу, награждает терпеливца, умеющего плакать о своём недостоинстве и просить о Божией помощи, благодатью Духа Святого. 

Вот почему образ святой Марии обладает целительной жизнетворной силой. Мы с вами сейчас будем приступать к Евангелию, к иконе святой Марии и, лобызая её стопы, в тайне сердца помолимся, чтобы с её помощью в нашей душе образовалась эта самая решимость, мужественная устремлённость ко Христу, сопровождаемая воздержанием от греха, терпением самих себя, когда душа ноет, саднит, кровоточит. Будем надеяться на благодать Господню, которая умеет вскоре утешать кающихся подвижников Христовых и делает невозможным обращение вновь ко греху через добродетель, которая услаждает, радует, просвещает христианина, представляя его новым в отношении к греху, терзавшему нас многие-многие годы.

Святая Мария и да поможет каждому из нас решиться на такую кровавую и вместе бескровную операцию, свидетельствуя о том, что счастье и близко, и возможно, ибо Царство Небесное внутри нас есть. Подобает только пошире раскрыть своё сердце, прося Христа Спасителя, чтобы Он помог мечом благодати отсечь грех и освятил нас ведением Своей воли, святой, угодной и совершенной.

 

Преподобная Мария Египетская
Преподобная Мария Египетская
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные