Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О преемстве учеников Спасителя

Проповедь о традиции преемства в Православии. Учеников Спасителя соединяет как бы живая цепь: благодать Христова от апостолов перетекла к их преемникам, от отцов – к их усердным духовным чадам..

00:13:27
О преемстве учеников Спасителя
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие сестры, с днём святителей великопермских – Герасима, Питирима и Ионы, которые наследовали кафедру один за другим в середине XV столетия. И все они, трое, принимая святительский жезл из рук в руки, стяжали Божественную благодать и прославлены Богом. В этом преемстве содержится важное свидетельство, что христиан, истинных учеников Спасителя, соединяет как бы живая цепь, от звена к звену. Действительно, благодать Христова от апостолов перетекла к их преемникам, епископам, и речь идёт не только об иерархическом преемстве степеней священства, но и  непосредственно о Духе Святом, Который от духовного отца переходит к усердному духовному сыну, так что ученик, с ревностью подвизаясь и следуя стопам учителя, становится преемником его дарований, подобно Елисею, улучившему сугубую благодать от своего наставника, пророка Илии.

Говорят, что в монашеском учреждении это едва ли не самый важный фактор. Именуется он традицией или преданием – когда от учителя к ученику, от духовного наставника, умудрённого Божественной благодатью, укоренившегося в смирении и духовном рассуждении, стяжавшего опыт борьбы со страстями и демонами, вошедшего в силу Господню, преданный ему послушник по вере, смирению, покаянию принимает благодать своего наставника.

Эта традиция, или предание церковное, сохранились неизменными на Афоне. Там и поныне считается, что инок, как бы ни был он ревностен и талантлив, подвизаться один, вне всякого послушания старцу, не может. Подвиги его, как бы не впечатляли внешних людей, Богом не приемлются, если он не отдаёт себя на известное время геронде, старцу. На Афоне считают, что, даже если твой старец несовершенен, однако Божие благословение через него придёт смиренному, кроткому и молитвенному ученику. Считается, что самостоятельно подвизаться инок может, только если он получил соответствующее благословение своего старца, либо если он стал наследником этого благословения, то есть старец почил – и вот тогда, имея в качестве нетленного наследства эту благодать послушания, инок, коль способен к тому, может подвизаться в уединении.

Конечно, если говорить об этой Горе, избранной Богородицей для Ее послушников, то молодые, юные не без разбору вверяют себя послушанию кому бы то ни было, но по тщательном испытании и получая удостоверение. Многие стараются подчинить себя старцам, освященным Духом Божиим. Так, например, в XX столетии многие общежительные монастыри стали руководствуемы игуменами, которые воспитывались под управлением одного из величайших святых XX столетия – игумена Иосифа Исихаста. Он пришёл на Святую Гору в 20-е годы, и даже не имел священного сана (как не имел священного сана, скажем, старец Паисий Святогорец), но под его крылом выросли и восприняли чрез него полноту Божественных дарований замечательные подвижники нашего времени. Книги о них уже изданы и весьма полезны для изучения. Это Ефрем Катунакский; Харалампий, игумен монастыря Дионисиат; старец Ефрем, который впоследствии уехал в Америку, основав там шестнадцать монастырей (он недавно почил); нынешний старец Ефрем Ватопедский; иные.

Мы говорим о том, что в Православии едва ли не самая значимая вещь – это преемство, о чём замечательно ясно свидетельствует ветхозаветная книга Иисуса, сына Сирахова. В её заключительной главе поётся гимн Премудрости, то есть Божественной благодати, которая переходит из сердца в сердце, из сосуда в сосуд, преемственно находя способные души, которые, благодаря вере, подвигу покаяния и молитвы, смирению и послушанию, перенимают это дарование от учителя своего.

И говорят, что в постсоветской России, в силу как раз этого прерванного преемства, особенно непростая ситуация. Если на Афоне прибывающие туда благочестивые юноши и мужи могут найти такого старца, который сам стал наследником дарований своего отца, то у нас в России, после многих лет безбожия, монастыри милостью Божией открываются, а вот преемство найти совсем непросто, потому что и учащие, и учащиеся, и управляющие, и управляемые – все находятся примерно в равном положении.

Конечно, из этого не следует, что дело безнадёжно. Ведь Церковь Божия нерушима, а Христос и вчера, и сегодня один и тот же. И до конца земных дней не оскудеют у Господа Его ученики, с решимостью, рассудительностью и мужеством устремляющиеся вслед великих предшественников, в надежде стяжать Божественную благодать. Просто требуются особенные и рассудительность, и постоянство, и смирение, чтобы, черпая из церковных недр ведение, прежде всего иноки, а за ними и все усердные христиане шли проторенным путем покаяния, смирения, стяжания чистоты, молитвы, любви, в надежде на то, что Пречистая Богородица Сама управит, укажет, наставит, и искреннее произволение имеющих возведет к чаемому совершенству.

В этой надежде мы опираемся на святых Божиих человеков, таких как священномученик Игнатий Богоносец, носивший в сердце имя Господа, и многих и многих, усовершившихся в добродетели, прославляемых и вчера, и сегодня, и завтра.

На изображении: Апостолы Христовы.
Апостолы Христовы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные