Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О премудром общении с людьми

Проповедь о хранении дистанции с людьми. Кто более Спасителя жалел увечных, бесноватых, душевнобольных? Но вот Христос просит лодку, чтобы народ не препятствовал Ему произносить целительное Слово.

00:11:21
О премудром общении с людьми
Протоиерей Артемий Владимиров

Ещё раз поздравляем всех с Успением Пресвятыя Богородицы и вознесением Царицы Небесной на Небо телесно. Для нас Успение воистину праздник надежды, потому что он удостоверяет нас в телесности и нашего воскрешения. Так чтобы здесь, на земле, мы не забывали цели нашего странствования — наследования Небесного Отечества — не только в помыслах и чувствах, но и самое тело рассматривали как кивот, в котором пребывает драгоценная икона — душа человеческая, обретшая в Крещении дар Святого Духа. И поэтому, удовлетворяя законным попечениям о плоти, остерегались похотей, неумеренных желаний, земных амбиций, памятуя, что, пребывая в мире сем, мы призваны жить не по-мирски, но наша жизнь пусть будет сокрыта, по слову апостола Павла, со Христом в Боге.

Сегодня Евангелие1 повествовало нам о том, как Спаситель, узнав духом о намерении фарисеев и иродиан убить Его, удалился от зложелателей к морю, то есть к озеру Галилейскому, чтобы лишний раз не искушать Своих завистников. А между тем за Господом последовало многое множество людей — то есть десятки, сотни, а может быть, тысячи людей, ибо слух о Христе пронёсся по всей Палестине. Жители Иерусалима, Тира и Сидона, то есть пришедшие из Галилеи, с севера, Заиорданья (тех, кто жил по правую сторону от Иордана относительно Средиземноморья), неотступно следовали за Ним, ибо все ощущали некую таинственную благую силу, исходившую от Иисуса.

Пришли не только сами, но привели своих больных, а может быть, принесли неисцельно болящих, расслабленных параличом; людей, одержимых демонами (а таких всегда было немало, особенно в античном мире). И пришедшие стремились прикоснуться к Иисусу, сказано, что нападали на Него, то есть усилием, расталкивая других, пытались протащить своих больных сродников к этому необыкновенному Человеку. Потому что единое прикосновение к Его ризам оказывалось всеисцеляющим.

Демоны, изничтожавшие людей, дружно вопили, кричали в больных: «Знаем, кто Ты! Ты еси Сын Божий». А Спаситель, изгоняя лукавую силу, запрещал бесам провозглашать о Нём. И потребовал, спросил у апостолов лодку, чтобы сесть в неё и отплыть от берега, с тем чтобы Он мог поучать людей, потому что народ пришёл в такое возбуждение, что едва ли не рвали ризы Его.

Из этого повествования мы извлекаем многое. И, во-первых, убеждаемся в том, что Он есть воистину Спаситель, Исцелитель всех наших недугов, особенно душевных. Благо тому, кто видит свои душевные страсти, видит в свете смирения и молитвы свои язвы, прокажения своего сердца и просит Господа восполнить недостающее, исцелить болящее, освободить от присутствия злой силы.

С другой стороны, видим, что Христос учит нас сокровенности нашей жизни. Худо тому, кто желает быть известным, действовать видимо для окружающих, прославлять своё имя, выставлять напоказ сильные стороны своей натуры. Благо тому, кто хочет быть сокрытым, кто понимает,что истинная жизнь сокрыта со Христом в Боге, а не осуществляется там, где все присутствуют.

Христос запрещает демонам свидетельствовать о Нём. Чем занимались падшие духи? Говоря современным языком, они занимались пиаром, то есть разносили весть об Иисусе, гадательствуя о Нём как о Сыне Божием, в то время как фарисеи, иродиане, саддукеи, уже исполненные зависти, гордости, злобы, положили в сердце намерение убрать этого удивительного, не нужного им Человека; думали о том, как убить Его.

Мир и по сей день лежит во зле и восстает на тех, кто носит в себе свидетельство Иисусово, то есть живёт по заповедям. Христос ублажает тех, кто подвизается в тишине, в безызвестности, предстоит лицу Небесного Отца, уходя от ненадежной, неблагодарной мирской славы, от признания людей мира сего, у которых на языке мёд, а под языком — лёд. Это урок всем нам, кто желает носить в сердце дух Господа Иисуса Христа.

Кто более Спасителя жалел этих увечных, прокаженных, бесноватых, душевнобольных? Но вот Христос просит у апостолов лодку, чтобы народ не стужал Ему, не препятствовал Ему, Господу, произносить Свое целительное Слово. И, таким образом увеличивая дистанцию, Христос с удобством свершает благовестие и возводит умы и сердца слушателей к постижению таинства веры. Знак и для нас, чтобы мы, общаясь с людьми в духе милосердия и любви, сохраняли свою дистанцию — вверяя всех милости Божией, не обуревались страстями, своими и чужими, что непременно бывает, когда мы излишне сближаемся и увлекаемся или увлекаем. Так что хорошее обращается в нехорошее, когда лукавый вводит свой яд в человеческие сердца, обуреваемые симпатиями, антипатиями, пристрастиями или недоброжелательством, и жизнь поэтому требует большой рассудительности и мудрости, так чтобы, служа людям, не вредить ни им, ни себе, но полагать к стопам Господа своё служение, не требуя ни признательности, ни награды от тех, кто носит в себе образ Божий.


1 Мк. 3, 6 – 12.
Фреска: проповедь Спасителя из лодки.
Проповедь Спасителя из лодки
декоративная горизонтальная черта
Проповедь