Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О преподаянии мира Воскресшим Христом

Внутренний мир есть знак соприсутствия нам Божественной благодати, он человека успокаивает и просвещает. Ум становится светлым, безвидным, спокойным. Сердце лишается всякой тревоги. Оно, как младенец на руках родителя, затихает.

00:14:49
О преподаянии мира Воскресшим Христом
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы вступаем с вами, дорогие братья и сестры, во второе воскресенье Великого поста и чествуем святителя Григория Фессалоникского, который долгое время подвизался на святой горе Афон. В своё время он возвестил о вневременном и нетварном Божественном свете, в продолжение слов Господа: «Аз есмь свет» (Ин. 8, 12). Господь и нас, крещёных учеников Своих, называет «сыновьями света» (Лк. 16, 8), свидетельствуя о том, что каждый из нас в глубинах сердца таит Божественную благодать – луч, исходящий из недр Божества. И если мы ум и сердце, душу и тело, всю жизнь свою отдаём Христу, моля Его об очищении нас от греха, то этот свет становится всё более явственным и осязательным и свидетельствует о том, как Сам Господь почивает в сердцах верных Своих.

Итак, завтра мы чествуем святителя Григория Паламу, – ему Церковь свершает особое празднование во второе воскресенье Великого поста. Завтра же мы воспоминаем всех святых Киево-Печерской лавры, начиная от богоизбранных служек Богородицы – святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Список этих святых множественен. В него входят и преподобный Илья Муромец, один из героев Святой Руси; и первый среди святителей-новомучеников – митрополит Владимир, расстрелянный под стенами Киево-Печерской лавры вскоре после отвратительной революции, превратившей в хаос жизнь России.

И думается, что обращённость в молитве к Киево-Печерским угодникам Божиим имеет сейчас особое значение. Ведь Киево-Печерская лавра – это удел Пресвятой Богородицы, первый удел на Руси, второй удел – Дивеево. И, безусловно, в эти годы великой смуты, постигшей Украину, когда учение о расовой ненависти, к сожалению, проникло в сердца многих людей, свидетельством чему была трагедия Донбасса, продолжающаяся восемь лет, геноцид, который как будто бы не замечали ни на Украине, ни во всем мире, – в эти смутные дни нужно молиться Киево-Печерским угодникам Божьим, равно и преподобному Иову Почаевскому, чтобы воцарились  порядок и мир, которых давно не было там по указанной причине.

Мы с вами готовимся к завтрашней воскресной Божественной литургии, малой Пасхе, как называет Святую Евхаристию церковный народ. И вспомним, как Спаситель нежданно-негаданно явился пред Своими учениками, уже близкими к отчаянию, отчаявшимися, со страхом сгрудившимися в Сионской горнице, сидевшими взаперти от страха близкой насильственной смерти от слуг синедриона. Заметим, что ученики колебались умом и смущались сердцем, в их души входили помышления неверия, страха, опасливости, боязливости. И Господь, в воскресшем теле представ пред ними, преподал им Божественный мир. 

«Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24, 38).

«Что вы смущены? – обратился к Своим чадам любящий Небесный Отец, – и почему эти тёмные помышления входят в сердца ваши?» И когда те удостоверились, что перед ними именно Господь, их Учитель и Бог, – а Спаситель ради их уверения стал вкушать мёд и рыбу, свидетельствуя, что перед ними не призрак, но Он, Бог во плоти, – то их посетила радость, радость столь обильная, что они не могли вобрать в ум и сердце того, что видели их глаза, и от радости не верили. Не верили не потому, что противились Господу и Его воле, но не верили, потому что их переполняло радование от встречи с Тем, Кого они почитали убитым и уже несуществующим.

А затем уже евангелист добавляет: чрез много дней произошло прощание с Воскресшим Спасителем на горе Елеон. Христос там явился многим ученикам и, восходя от них на небо, видимым образом благословил Своих последователей в знак неотлучного с ними сопребывания до скончания века. И побудил их возвратиться в Иерусалим и ждать чего-то необыкновенного, чего-то непостижимого, что названо Им исполнением обетования Отца, ниспосланием в их сердца Святого Духа Утешителя, чего ни понять рассудочно, ни представить не может никто из людей, если не удостоится сам воспринять Божественную благодать.

И тогда уже апостолов посетила радость великая. Они были преисполнены некоего неземного чувства, восторга, как будто бы уже не на земле находились. И эти последующие десять дней, от Вознесения до дня сошествия Святого Духа, вкупе, вместе собранные в той же Сионской горнице, пребывали они в молитвах и молении, как будто бы забыв обо всём земном, о земных нуждах, как будто бы уже не во плоти находясь, но чая откровения, которое и свершилось при исполнении каждого и всех вместе апостолов Духом Святым и Его вышеестественными дарами.

Всё это, безусловно, можно и должно приложить и к самим себе. Прежде всего отметим, что смущение, то есть состояние тревоги, маловерия, безотчетных страхов, ужасов, паникерства, малодушия, уныния, ужаса, – это то противоестественное, болезненное состояние души, которое позволяет падшим духам свободно проникать в глубину человеческого сердца.

Едва лишь человек входит в это тёмное состояние, – а многие и многое помогают нам впасть в него, когда мы отдаём своё внимание навстречу определённым новостям, разговорам, наполняем свою душу непроверенными сведениями, называемыми сегодня фейками, передаём друг другу слухи, часто совершенно неразумные, – едва лишь человек входит в это тёмное состояние, как диавол свободно входит в душу, забывшую Господа своего, душу, потерявшую предстояние Создателю, угасившую молитвенное дыхание. И человек начинает мучиться, потому что всякое смущение – это болезненное состояние, которое говорит о том, что душа как будто бы душится: её душат, разрывают на части.

Не к этому призвал нас Господь. Но Он преподает нам Свой Божественный мир, о котором русский народ хорошо говорит: «У кого на сердце мир, тому и на каторге рай». Действительно, внутренний мир есть знак соприсутствия нам Божественной благодати, он человека успокаивает и просвещает. Ум становится светлым, безвидным, спокойным. Сердце лишается всякой тревоги. Оно, как младенец на руках родителя, затихает.

И если мы знаем, насколько драгоценен мир Христов и как важно его удерживать и не позволять себе обижаться, огорчаться, осуждать, празднословить, шнырять глазами направо и налево, если мы знаем, как важно сохранять молитвенное собеседование с Небесным Отцом, то, тщась, культивируя, сохраняя в сердце мир, мы получаем от Господа ещё дар радости. А радость тогда нас посещает, когда мы словно видим Господа, убеждаемся в Его соприсутствии нам. Воскресший Христос как будто бы позволяет осязать нам Свои руки и ноги. Он общается с нами. Мы разговариваем с Ним, и дыхание Божье совершенно утишает и утешает словесную овечку.

Божественная литургия, к которой мы приуготовляемся, – это и есть та самая «радость велия», которую предвкушали апостолы. Потому что, молитвою и молением готовясь к воскресной литургии, мы чаем вступить в совершенное единение со Христом. Мы не зря будем петь: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго». Вместе с приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовых мы, несомненно, приобщаемся Божеству, единому у Отца и Сына и Святого Духа. Господь творит из нашего сердца обитель, соделывает нас сыновьями и дочерями Божественного света и удостоверяет нас таким вышеестественным образом в истине Своего восстания из мертвых.

Христос Пантократор. Фреска работы Мануила Панселина в соборе Протата в Карее, Афон, XIV в.
Христос Пантократор. Фреска работы Мануила Панселина
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные