Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О приготовлении к Божественной литургии

В час Божественного Причащения все наши силы – и ум, и чувства, и воля, и не только душа, но и тело вступают в спасительное и страшное, освящающее единение с Воскресшим Иисусом, Который не призрачно, не отвлечённо, не в теории, не в мечтаниях наших, а существенно, по дару Своей благодати соединяется с нами и освящает нас от корней волос до кончиков пальцев, осиявая, пронизывая нас Своим Божеством и обновляя наш душевно-телесный состав.

00:13:19
О приготовлении к Божественной литургии
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с днём воскресным! Завтра ранняя литургия в храме Всех Святых, а здесь в девять часов молебен, и в девять сорок – часы и поздняя Божественная литургия.

Мы чествуем сегодня пять славных мучеников древности, именуемых в Церкви «пяточисленными». А для тех, кто старается научиться управлять своими чувствами – зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, может быть, небезынтересно сравнить число органов чувств с пяточисленными мучениками. И им-то и можно молиться о том, чтобы очи наши, глаза видели наши собственные согрешения, уши слышали слова Божественного Писания, чтобы мы не грешили осязанием, обонянием, вкусом, у кого они ещё есть.

Сегодня вновь мы слышим благовестие евангелиста Луки. Лука и Клеопа, в завершение долгого пути из Иерусалима в Эммаус встретив неузнанного до поры до времени Воскресшего Спасителя, напрягают и слух, и ум свой; сердца их разогреваются и воспламеняются от слова Господа – слова, которое есть дух и жизнь. Забыв усталость и время, усладившись словом Господа, Который напоминал им из всего Священного Писания Ветхого Завета пророчества о том, что надлежит Христу пострадать и восстать из мертвых, ученики, забыв обо всем, с любовью понуждают Незнакомца разделить с ними вечернюю трапезу. Тот имел намерение идти дальше, но уступает Луке и Клеопе и, преломив и благословив хлеб (а трапеза была предельно проста в те времена), преподает апостолам. И в тот самый миг они узнают, Кто с ними беседует, Кто являет им полноту Божественной любви, – их Учитель, живой! И познан Он был ими в преломлении хлеба, тотчас став невидимым.

Спаситель стал невидимым для внешних чувств – для взора апостолов. Но, приобщившись Святых Христовых Таин, они иным образом увидели Того, Кто вступил с ними в спасительный и освящающий их союз. И это замечательное свидетельство о том, какое изменение Господь производит и свершает с нами, когда мы, подобно Луке и Клеопе, тщимся, трудимся, готовимся к вечере со Христом, веруя, что будем на этой вечере, на Божественной литургии, от рук Самого Спасителя принимать под образом хлеба и вина Его Пречистые Тело и Кровь.

В час Божественного Причащения все наши силы – и ум, и чувства, и воля, и не только душа, но и тело вступают в спасительное и страшное, освящающее единение с Воскресшим Иисусом, Который не призрачно, не отвлечённо, не в теории, не в мечтаниях наших, а существенно, по дару Своей благодати соединяется с нами и освящает нас от корней волос до кончиков пальцев, осиявая, пронизывая нас Своим Божеством и обновляя наш душевно-телесный состав. Премудрым и неизреченным образом Господь Свое естество, так сказать, вкладывает, словно закваску в муку, соделывая нас способными к соцарствованию с Ним, приобщая нас вечной жизни, посредством Себя вводя нас в союз со Отцем, силою Святого Духа.

Вот об этом и должен, кажется, думать тот, кто намерен приобщиться за воскресной Божественной литургией. К этому союзу, к этой великой минуте должны быть обращены все наши помыслы, желания, мысли, чувствования, усилия. И так странно бывает слышать от иных людей: «А мне нужно завтра причащаться? Я ничего не чувствую. Причастилась – не причастилась, и вообще у меня как-то всё вошло в привычку: что третьего дня, то и сегодняшнего дня».

Почему такая мертвенность, бездеятельность и угашение духа? Наверное, потому, что у такого человека совсем иная подготовка, чем у апостолов Луки и Клеопы. Посмотрим: они в течение жаркого дня (а Иерусалим – это не Москва) шли из столицы в Эммаус пешком, а затем, после вечери они ещё, забыв усталость, пожелали поделиться Божественной радостью, которая начала воспламенять их ещё ранее, и проделали ровно такой же путь, чтобы возвестить остальным своим друзьям, что удостоились созерцания, единения со своим возлюбленным и воскресшим Учителем.

Ещё не зная, что будут они участвовать в вечере со Христом, ещё на пути в Эммаус они вопрошали друг друга, недоумевали о трагических днях пленения, распятия Господа, делились слухами, которые наводняли тогда Иерусалим. «Кто Сей? Что произошло?». Соотвественно, их ум, сердце, вся внутренняя сила имели одно направление; один предмет занимал всеконечно, заполнял душу апостолов: Господь Иисус Христос. Они не смотрели ни направо, ни налево, не занимали себя никакими досужими предметами. Только лишь устремлённость к Нему: «Где Он? Что Он нам говорил? Что произошло? Что с нами будет? Он – наш свет, Он – альфа и омега. Как мы теперь без Него?»

Всё это подсказывает нам, что, готовясь к Святому Причащению, ученик Христов должен даже несколько оравнодушиться ко всему постороннему, земному, тому, что не составляет эту тайну единения человеческой души со Спасителем. Кто-то на меня обижается? Я, конечно, примирюсь, попрошу прощения. На кого-то я по глупости обижался? Изгоню из себя вон эти демонические бациллы (это не со мной – лично я ни на кого не обижаюсь). Что-то мне печалится? Это от безделья и праздности – нужно начать собеседовать с Богом, взывать к Нему, молиться Ему. Что-то у меня разленение? Буду понуждать себя встать пред Его очами.

Итак, внутренняя динамика, внешнее малое усилие, устремлённость всего нашего существа ко Христу, соответствующие этому духовные занятия и упражнения, – и нам останется только понудить Спасителя, чтобы Он вечерял с нами. Как можно понудить, заставить Того, Кто никем не может быть понуждаем, и никто не может Его заставить что-либо свершить? Понудить – это значит выказать нашу любовь, нашу печаль, это значит продолжать трудиться, не приписывая своим трудам никакого значения, дабы Господь взглянул на нас, увидел, что наше сердце жаждет, алчет единения с Ним, жаждет очищения, просвещения, умирения.

Действительно, как говорят учителя благочестия, есть особый язык символов, на котором мы можем общаться с Богом, язык, который Бог понимает. Этот язык именуется подвижничеством. Малый подвиг христианина, малые бессильные усилия, которые и суть свидетельства нашего желания войти в союз с Господом, пригласить Его в пространство собственного сердца, жить с Ним, Им, так чтобы мы были всецело освящены Его присутствием.

Об этом и будемте с вами думать и тому по силе подражать, готовясь к завтрашнему праздничному дню и приобщению Святых Христовых Таин.

Икона: Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе.
Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные