Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О Послании ап.Иуды и поправках к Конституции

Проповедь в день святого апостола Иуды. «Храните себя в любви Божией», – говорит апостол, зная, что произвольно отказаться от любви – значит неприметно отказаться от Бога.

00:14:07
О Послании ап.Иуды и поправках к Конституции
Протоиерей Артемий Владимиров

1. О послании апостола Иуды

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с днём святого апостола Иуды, брата Господня по плоти.

Предание сообщает, что несколько сыновей Иосифа при явлении Богомладенца, Богоотрока и Богомужа Господа Иисуса Христа оставались неверующими. Кроме апостола Иакова, брата Господня, первого епископа города Иерусалима. Но, в частности, и этот апостол, Иуда, не понимал служения своего отца Иосифа Богомладенцу. И, когда пришло время раздавать наделы, и особый надел был выдан праведным Иосифом Господу Иисусу Христу, то возникли, как это бывает при дележе недвижимости, трения, напряжение. Но это недолго продолжалось. Божия благодать, кротость и смирение, Божественная любовь Иисуса Христа, Господа, приобрела всех сродников Его по плоти, всех братьев, то есть рожденных святым Иосифом от первого брака. И глубоко было их покаяние: как продолжительно неверие, так глубоко и раскаяние.

Не все знают, что этот апостол, Иуда, носил ещё несколько имён, и полное его именование: Иуда Леввей Фаддей. И вот это слово «Леввей» означает «раскаявшийся». Смирения ради он обличил самого себя и принял это имя: «раскаявшийся», чтобы в самом имени читалась его вина пред Господом и Спасителем.

И сегодня, как и вчера, мы слышали соборное Послание апостола Иуды, состоящее из одной главы, середина которой преимущественно составляет обличение разрушителей – людей, чрез которых действует диавол. Такие люди стремились проникнуть и в Церковь, чтобы соблазнить, если возможно, и избранных.

Но предваряется и завершается это обличение светлыми и радостными словами. Апостол Иуда приветствует христиан, освящённых Богом Отцом. Действительно, в таинстве Крещения, по благоволению Небесного Отца, и мы чрез веру приняли освящающую нас благодать. Приветствует апостол хранимых Господом Иисусом Христом. Действительно, на Тайной Вечере Спаситель обращался к Отцу и говорил Ему: «Отче, да будут они сохранены от всякой неприязни. Всех, которых Ты Мне дал, Я сохранил»1. И ранее, обращаясь к апостолам, Спаситель говорил: «Никто вас не исхитит из руки Моей»2. И, хранимые благодатью Господа Иисуса Христа, мы должны сугубо хранить душу как зеницу ока, чтобы не пренебрегать этим попечением о нас Искупителя.

А далее святой Иуда говорит: «Подвизайтесь за непорочную веру вашу, переданную апостолами и отцами»3. Нам должно весьма и весьма ревновать о чистоте веры нашей. В конце Послания апостол называет её святейшей верой нашей, то есть небесным даром, верой, которая является для нас причиной нашего освящения. Это действительно сокровище, драгоценная жемчужина, небрежение о которой – великое несчастье. То есть человек должен во главу угла своей жизни блюсти, беречь чистоту веры. И это означает не только хранить себя от заблуждений, но и хранить себя от страстей. Мы блюдем нашу святейшую веру и подвизаемся за неё, когда ревностно исполняем заповеди Господа Иисуса Христа. А если какие-то заповеди не исполняем – например, обижаемся или осуждаем, или почитаем себя каким-то исключением из правила, смотрим с превозношением, то не выполняем завета апостола.

В завершение своего послания апостол говорит: «Храните любовь». Храните себя в любви, этой царственной добродетели, потерять которую или умалить которую – великое бедствие и несчастье. Умолчим о тех, кто спрашивает: «А где любовь? Нет здесь любви». Это печальное исповедание, потому что любовь – во Христе, Который в нашем сердце. И всякий, кто желает любить и умножать любовь,  может это делать с помощью Спасителя, Который с нами сочетавается в молитве, в Причащении, в самом Крещении, нами воспринятом. «Храните себя в любви Божией», – говорит апостол, зная, что произвольно отказаться от любви – значит неприметно отказаться от Бога и попасть во власть человеконенавистника.

И ещё святой Иуда благодарит Господа Иисуса Христа за то, что Он силён сохранить нас непорочными в радости. Действительно, если мы сами не плошаем, то, как говорит апостол, от Господа ожидать можно не наказания, а милостей. Если мы сами эту милость стараемся распространять. Апостол хвалит Спасителя за то, что Он силён сохранить нас ко дню Пришествия непорочными в радости. И действительно, принимая Пречистые Тело и Кровь Господа, мы получаем оправдание, которое от веры. То есть Господь вменяет нам, порочным, Свою непорочность, делает её нашим достоянием, что весьма радостно для помилованного грешника, освобожденного от наказания и, более того, украшенного, обогащенного великой милостью Господа.

И, таким образом, христианин, пребывая в любви Божией, подвизаясь за святейшую веру, храня её в чистоте и честности, будет сохранён к Пришествию Господа Иисуса Христа. Сохранён от всех тех напастей и ужасов, которые описаны в срединной части Послания апостола Иуды, где он подробно рассуждает, как лукавы, коварны нераскаянные, ожесточенные люди, растлевающие и свои, и чужие и души, и тела.

2. О принятии поправок к Конституции России

Мы с вами выслушаем сейчас благодарственные молитвы и свершим молебен, и не забудем поблагодарить Господа, Который сделал вчерашний и сегодняшний день для нас особенным поводом для благодарения. Все знают, что Россия действительно оправдала надежды её президента и высказалась за изменение основного закона страны в пользу нашего национального блага, суверенитета. Число проголосовавших за изменения в Конституции достигло почти что 80 процентов. Это на языке политиков называется то ли подавляющее, то ли абсолютно большинство.

Были ленивые, которые не пришли, непонимающие; были глупые, которые пришли и проголосовали против – частью глупые, частью злонамеренные. Но большинство имеющих разум поддержали эту инициативу президента.

И мы вступили, милостью Божией, можно сказать, в совершенно новую эпоху, которая будет даже выгодно отличаться от эпохи нашего детства, когда наша страна была, с одной стороны, защищена со всех сторон, а с другой стороны, заживо поедаема духом безбожия. Вот в этом новом историческом нашем бытии, в которое мы вступили, Россия теперь самим суждением народа будет защищена от всякого распада. И теперь она с благодарностью принимает от предшествующих веков и поколений православную и всякую другую культуру, благоговеет перед верой в Бога. Это совершенно невероятно для нас, детей советского поколения. Совершенно невероятно для Европы, отрекшейся от веры в Бога. Россия принимает извечные христианские нравственные устои: брак, семья, воспитание детей, что позволит, как мы надеемся теперь, взяться за растлителей-телевизионщиков и всех, кто борется против нравственности.

Так что у нас сегодня будет радостный молебен с благодарением Господа.


1 См.: Ин. 17, 12.
2 См.: Ин. 10, 28.
3 См.: Иуда 1, 3.
На иконе: святой апостол Иуда, брат Господень.
Святой апостол Иуда, брат Господень
декоративная горизонтальная черта
Проповедь